Не знаю, какая польза от того, что я отвечу, близко ли мне это высказывание? Здесь же не в статистике дело, а в понимании того смысла, который вложен человеком, который ради детей отказался от спасения своей жизни, причем даже не один раз.
В продолжении этой цитаты идет рассуждение, в котором Януш Корчак дает свое видение, как то, что не развито, не скорректировано в детстве превращается в серьезные трудности в жизни взрослого человека. Он говорит о том, что изменяются масштабы, но не изменяется факт того, что ребенок и взрослый, которым стал этот ребенок потом, имеют одни и те же свойства характера, один и тот же тип личности.
Я, по долгу работы, все время наблюдаю, как ребенок взаимодействует с другими детьми. Сейчас у меня группа детей от 3 до 5 лет, в которой большинству - 4 года. Я для себя открыла, что теперь знаю, как формируется зависть. Это ни чем не подтвержденный факт, никаких выкладок статистики и длительных исследований у меня нет. Но для себя я уверена, что я открыла этот феномен.
Вот ребенок, которому покупают дома игрушки, но с ним никто не играет дома, а других детей в близком окружении нет. Мама все время конфликтует с другими взрослыми, ребенок слышит постоянные разборки в своем присутствии. Он видит, что мама часто отзывается о людях плохо.
Вот этот ребенок приходит в группу, начинает бродить между другими ребятами, которые собираются по 2-3 человека, играют, чего-то придумывают, болтают, шумят, спорят, смеются. Он приткнулся к одной группе, а что делать, он не знает. Отошел, или отогнали. Приткнулся к другой - та же история. Предлагаю ему найти себе игру. Не может выбрать. Предлагаю ему поиграть с ним - не хочет. И ходит так почти целый день, наблюдая за всеми - всем хорошо вокруг, а ему - места нет в этом "хорошо". Тогда вместе с этим открытием очень захотелось сделать так, чтобы одним завистливым человеком на земле стало меньше. Стала вовлекать. хвалить, обсуждать вместе. Удивился. Не знаю, чем закончится история с ним, переехали и перешли в другой садик.
Детство - это время возможностей. Время гибкости, пластичности. Время, когда будущий человек оснащается способностями, навыками, когда его черты характера еще только горячие, они способны принимать разные формы - от слабой до сильной.
Я вижу в соотнесении, данным Корчаком, не только масштаб, но и возможность педагога влиять на будущие возможности взрослого человека. Это и есть огромная ответственность педагога и его миссия, если хотите, и его крест. Понимаете, что настоящее развитие в ребенке появляется, когда педагог отдает. Это не имеет ничего общего с простой работой. Учитель, воспитатель не может войти в жизнь другого человека, если он сам закрыт. Ему придется открыться. И так как он - взрослый человек - ему придется открыться первому. На это нужна сила внутренняя, и не маленькая.
Почему "грубейшая ошибка"? Почему такая оценка уровня ошибки? В моем понимании, это ошибочное представление о том, что вся серьезная работа с ребенком начинается тогда, когда он уже подрос, стал ближе к взрослым. С точки зрения психологии развития - все самые важные процессы формирования личности и способностей этой личности происходят с раннего детства, там идет самый замес всего. А тотальное большинство взрослых этому значения никакого не придает. На глобальном уровне человечество теряет самый ценный ресурс качества нашей жизни, духовного роста во времени воспитания своих собственных детей. Мы могли бы жить в гораздо более цивилизованном, культурном, сильном с точки зрения духовности и энергетике обществе - если бы ко времени раннего детства относились не как ко времени пребывания детей на "передержке", или камере хранения. Если бы к воспитанию детей допускались бы лучшие после серьезнейшего обучения и практики, как если бы мы говорили о нейрохирургии в медицине, или о космонавтах. Грубейшая ошибка считать должность воспитателя легче, чем должность учителя в школе. И уже тем более менее значительной в жизни ребенка.
Я знакома с большим количеством педагогов за мою профессиональную карьеру. И только один из этих педагогов дал оценку моему решению, соответствующую моему замыслу. Я учила старшеклассников, потом работала в начальной школе, а потом перешла в детский сад. "Пошла на повышение?" - вот что он сказал обо мне. И это так, как я думаю. Я пошла к истокам того, где люди становятся людьми. Это повышение.