Да, стандарты сильно устарели, как и само понятие «стандарт».
Мир меняется так быстро, что система образования не успевает адаптироваться и обновлять программу обучения.
В чем проблема
Стандарты создавали давно: тогда не было технологий, которые есть в мире сейчас. Пока студенты учатся, рынок развивается. Получается, что выпускники выходят со знаниями пяти−десятилетней давности, в лучшем случае.
Преподаватели до сих пор читают лекции по "советским учебникам, которые давно не соответствуют реальности. Сами преподаватели редко сталкиваются с практикой, которой учат, не понимают задачи бизнеса и что индустрия ждет от выпускника.
Поэтому мы получаем специалистов, которых никуда не берут по профессии. Либо берут, но за небольшую зарплату в 25 000₽. В Москве и Петербурге ситуация лучше: выше зарплаты, есть шанс попасть в офис крупной компании и научиться на практике, или пройти онлайн-курс за счет работодателя. У остальных регионов нет таких возможностей: зарплаты ниже, курсы дорогие, прогресс доходит медленнее. А материалы лекций не обновлялись еще дольше.
На что это влияет
Проблема влияет не только на трудоустройство выпускников, но и на экономику. Государство выделяет бюджетные места, инвестирует в систему образования сотни миллиардов рублей в год и через пять лет получает кадры с не актуальными знаниями, которые не несут ценности в будущем. Таким специалистам компании платят минимальные зарплаты и возвращают в бюджет государства такой же маленький налог. Ситуация невыгодная ни для работников, ни для страны.
Что в итоге
Очевидно, что сейчас не получится создать конкретные стандарты и глобально изменить государственную систему образования. Бюрократический режим неповоротливый, изменения нужно согласовывать с начальниками нескольких уровней власти, которые не всегда понимают, насколько далеко шагнул прогресс и как сильно мы от него отстали.
Для начала важно хотя бы признать, что уровень образования не имеет связи с реальностью и программу нужно менять. И чтобы преподаватели хотели давать качественные знания, которые решат задачи студента и рынка, даже в рамках госпрограммы.