Прежде всего, хорошо бы убрать из образования понятие "стандарт". Функция стандарта в материальном производстве хотя бы понятна - унификация изделий. А в образовании? Унификация личностей? Было хорошее слово - программа. Это о будущей деятельности. И они (программы) довольно часто правились, совершенствовались, более или менее соответствуя настоящему положению дел. Да и преподаватели довольно свободно трактовали многие положения программ.
Теперь вопрос принципиальный. А могут ли вообще образовательные стандарты (программы) отражать современный уровень знаний? Здесь есть следующие соображения.
Люди учатся для того, чтобы действовать не сейчас, а потом, в будущем. Потому их, в принципе, нужно готовить к тому, чего ещё не существует, к тому, что только проявится через некоторое время. Но мы (программы, преподаватели) всегда учим их прошлому, тому, что сами когда-то освоили и поняли. К тому же, это будущее не всегда ясно различимо, и непонятно, чему конкретно нужно учить, чтобы это пригодилось завтра и послезавтра.
Отсюда вытекает стратегия. Освоение базы (знаний и навыков), накопленных прошлыми столетиями, на уровне общей школы. На данном уровне всякие разговоры о малолетних изобретателях и открывателях нового являются лишь красивой профанацией. В вузах же, чем старше курс обучения, тем более свободным оно должно быть (новые идеи, новые гипотезы и пр.). Старшие курсы - это чистая современная практика. Хорошо бы прикрепленная к будущему конкретному месту работы.
Такой системы не было у нас никогда. Во времена, когда было много рабочих мест, выпускники худо-бедно по ним распределялись. И то, после завершения обучения. Мест стало мало - выпускники уходят в свободное плавание.
Поэтому (как вывод) нужно говорить не об отставании на сколько-то лет, а об изменении самой государственной образовательной стратегии.