Главный критерий обратной связи — насколько тот, кому вы ее даете, продвинулся к цели.
Несколько правил обратной связи.
Вместо «любой нормальный человек учит математику в твоем возрасте» — «математика поможет тебе продвинуться к цели так-то и так-то».-
- Мнение как альтернатива, а не истина
Никто не знает истины, даже учитель. Поэтому важно добавлять «мне кажется, я думаю, на основе своего опыта (можно привести примеры), я пришел к заключению». Правда, в таком случае полезно спросить и мнение оппонента.
- Признать и показать сложность
Если человек ошибся — ему было сложно. Даже с простыми задачами может быть сложно. Признание сложности не лень, оно не подразумевает «не делай». Наоборот — мы говорим, да было нелегко, но ты идешь вперед.
Универсальный совет. Всегда апеллируйте к своим чувствам, субъективности своего восприятия. Это помогает избегать ярлыков, катастрофизации и генерализаций.
- Вопрос, а не совет. Самый ценный ответ — тот, который мы находим сами. Люди с трудом присваивают истины, выданные им на скрижалях. Но всегда можно задать уточняющий вопрос, с искренним любопытством выслушать, и это поможет продвинуться на шаг вперед.
Например
"Почему в своем сочинении ты сделал именно такой вывод? Я всегда полагала что у героя были иные мотивы?" далее слушаем, задаем дальнейшие вопросы. Иногда такиииие открытия происходят в таких беседах.
Такие правила нам давала одна замечательная преподавательница на курсах. Стараюсь им следовать.
Есть еще одна интересная техника на тренировку обратной связи. Нам ее давали на заключительном занятии, которое было посвящено рефлексии. Каждый участник, который нуждался в обратной связи на своем бейдже размещал буквы - К-критика, П-пожелание, В-вопрос, Х-хвалить.
Не так много людей по факту разместили на своем бейдже букву К. Потому что не каждый готов выслушать критику от любого, а вот от определенного человека да. Тогда мы вывели еще одно правило обратной связи - если тебя не попросили дать критическую оценку, то и делать ее не нужно. Если критическая оценка очень просится - спроси готов ли человек это выслушать, но критиковать можно действие, а не человека.