Процесс обучения, если рассматривать в широком смысле - как процесс обретения новых знаний, навыков, развития личностный качеств изменился несомненно. Получение нужной информации стало почти мгновенным. Её много и можно узнать по запросу все обо всем. И в плане усвоения информации и её применения учитель призван, скорее, объяснить, если что-то не понятно, помочь отработать навыки, показать различные подходы к решению или инструменты для самостоятельного постижения учебного материала, помочь углубиться в тему, указать нужные проверенные и чистые источники, должен научить различению - отделять истинное знание от замусоренного в угоду желанию доходчиво донести материал. Со стороны учеников мне видится возможная информационная перегрузка и, как следствие, либо отторжение всего внешнего, не по запросу, учебного процесса, либо не понимание, зачем все это надо, усталость и возникновение "эффекта покорности" - учу, потому что "надо выучить", и все равно не усваиваю, не успеваю переварить должным образом, либо делаю минимум и не больше. Есть риск знать все обо всем - информационно, но при этом поверхностно. Быть "в курсе", но не уметь углубиться в беседе, поразмышлять или порассуждать. Т.к. изменён механизм усвоения информации: получается, увидел - пробежал глазами - ухватил, "въехал", положил "на полочку" - все, больше не интересно. Если в старом формате были книга и учитель - источник знаний и умений, иногда "АБВГДейка"), а потому было интересно учиться на уроках, это была в большинстве случаев единственная возможность" пощупать" знание, те же опыты по физике, химии многие ждали, т.к. в этом было живое знание..
Сейчас эти опыты можно делать дома самому с малых лет, занимаясь в лабораториях, самостоятельно изучать, смотря видео в сети.
Через те же фильмы, мультфильмы сейчас даётся, порой много информации о странах, явлениях, мироустройстве - гораздо больше, чем несколько десятков лет назад. Если после просмотра побеседовать с ребёнком, обсудить детали, то, считайте, урок провели, закрепили какую-то информацию.. И наоборот, по изучаемой теме можно скачать и посмотреть фильм, мультфильм. И так усвавать.. Умения многие можно постигать через ютьюб.. Мой ребёнок так научился печь блины, делать нам отменные завтраки, устраивать пикники и т.п. Сам осваивает техники рисования (правда, после базы в художественной школе).
Для специфических навыков, конечно, нужен тренер - или сторонний, или родители. То же плавание освоить, какие-то технические виды умений.
Сейчас больше возможностей стало для формирования самостоятельного запроса, легче понимать, что же мне интересно, и эти вопросы изучать. А при наличии интереса и усвоение материала ускоряется