Ответ, с одной стороны, очевиден, с другой — неоднозначен. Однако есть одно условие, которое приемлемо со всех сторон: идеальным является ученик, подготовленный/наученный/мотивированный к учебе (в семье, детском садике, подготовительных курсах/классах средней школы). Основными качествами такого учащегося будут умение сосредоточиться и задавать вопросы по изучаемым предметам, высокая мотивация к учебной/исследовательской деятельности.
На практике таких детей можно пересчитать по пальцам. Перечисленные навыки ученика необходимо прививать и развивать. Если он предпочитает занятиям встречи с друзьями, игры в телефоне/планшете/компьютере, просмотр развлекательных/смешных роликов, отказывается от факультативов, не учит конкретный предмет и т.д., то у родителей и учителей возникает проблема, как в такой ситуации стимулировать ребенка к учебе. Здесь, как правило, возможны два варианта: принуждение (самый распространенный, но малоэффективный) и изменение методического подхода к обучению (к сожалению, используется редко, встречается только у продвинутых педагогов/родителей). Для формирования интереса к учебе надо выяснить причины/источники нежелания учиться. Исследования показывают, что наиболее распространенной первопричиной являются такие обстоятельства, как:
- напряженные взаимоотношения ученика и педагога, вызванные резкими словами учителя в адрес ребенка, которые могут спровоцировать неприятие предмета и снизить мотивацию к учебе
- травля/буллинг и плохие отношения с одноклассниками;
- избыточная/чрезмерная нагрузка/низкая самооценка и т.д.
Здесь важна адекватная/нормальная реакция родителей, которые должны быть всегда на стороне своего ребенка. При снижении стимула/мотивации к учебе родители/опекуны должны по-дружески и спокойно поговорить со всеми участниками конфликта. Как показывают результаты таких обсуждений, не всегда ученик является единственным виновником подобных ситуаций.