Считается, что нужна мотивация, однако учащийся не может её взять с потолка (нужен опыт). Рассматривая деятельность, мы ставим мотивацию перед целью, но ведь так это работает только, когда учащийся научился учиться. В самом начале пути он еще не может сформировать мотивацию, ибо ее нужно осознать, а у учащегося не такой большой опыт. Куда проще научиться формулировать цель, пусть и без мотивации на первых парах, научиться делать это механически для начала, осознанность придёт потом. Если учащийся вошёл во вкус, то и мотивация появится, вернее, она ему будет не нужна.
Когда он только пришёл, мы не знаем, сможем научить его или нет. Когда учащийся научился формулировать цель, тогда процесс обучения пошёл. После того, как научился формулировать цель, тогда мы и поймём, сможем его научить или нет (будем отталкиваться от того пути, который он выбрал для достижения цели).
Мы паникуем в тот момент, когда мозг не знает, что делать, он ищет цели и задачи. Если мы умеем концентрироваться на определённых целях и задачах, то это как раз и будет являться трамплином для всего остального. Пока учащийся это не освоит, то научить его чему-то не выйдет.
Ответ на Ваш вопрос: ученик, который умеет формулировать цель и задачи.