Дизайн-мышление — это определенный метод решения стоящих перед человеком задач, связанный с пониманием пользователя, его проблем и запросов, и поиска оптимизированных, альтернативных решений. В данном случае речь идёт не о внешнем виде; термин «дизайн» здесь имеется в виду в контексте конструкторских, проектных работ и разработке чего-то нового, прежде невиданного.
Важнейшее отличие метода от прочих — центральная конструкция. Это запрос индивида, а не интересы корпорации, государства или условного заказчика со всеми их «если» и другими условностями. В ряде известных транснациональных корпораций дизайн-мышление — основа и идеологический базис, взять тот же Google или Microsoft.
Сама идея была сформулирована в 1969 году Гербертом Саймоном в его монографии «Науки об искусственном», а затем концепция была переформулирована учёными Стэнфорда, вложившими много сил в популяризацию подхода. В основе идеи три базовых составляющих:
- Эмпатия, способность понять подоплёку действий другого человека,
- Широта мышления,
- Готовность экспериментировать, пробовать и ошибаться.
Такой метод идеален для преодоления лежалых стереотипов и нестандартного решения стоящих перед человеком задач и целей. Примером удачного применения в нашей стране можно назвать разработку и внедрение сначала в Москве, а затем и по всей России МФЦ — ничего подобного по возможностям и эффективности нет нигде в мире (разве что в Эстонии).
Процесс дизайн-мышления включает 6 базовых этапов, а те, в свою очередь, делятся на 2 большие группы — дивергентную и конвергентную. Во время первой информацию собирают, во второй — анализируют и выбирают решение:
- Эмпатический этап, когда необходимо исследовать опыт пользователя и ситуацию, в которой он находится, определяют желания и запросы. На этом этапе проводятся различные исследования, позволяющие досконально выяснить всё о человеке и его ситуации.
- Фокусировка: прежде всего это обработка информации, формулирование наиболее важных наблюдений и их визуальное оформление.
- Генерация идей. Своего рода мозговой штурм. Все участники команды предлагают возможные решения. Как правило, на этом этапе предложения не критикуются и не отбрасываются.
- Выбор идеи. Закономерно — из всех предложений надлежит выбрать одно, или объединить несколько решений воедино.
- Прототипирование. В рамках этого этапа задача командной работы — подтвердить или опровергнуть свои гипотезы, создавая прототипы из подручных материалов и определяя степень жизнеспособности идеи.
- Тестирование — финальный этап. Теперь важно получить отклик от потенциального юзера и понять: достигнут успех или нет.
Для ознакомления с методом можно посоветовать несколько книг, в том числе:
- «Дизайн всего» Скотта Беркуна;
- «Путь клиента» Джима Калбаха;
- «Вопросы — это ответы» Хэлл Грегерсен;
- «Дизайн-мышление в бизнесе» Тима Брауна;
- «Дизайн-мышление для менеджеров» Жанны Лидтки и Тима Огилви.