Для ответа на первую часть вопроса необходимо определиться с определением термина «ментальные особенности». В науке нет единого подхода к раскрытию сущности этого понятия: большинство специалистов относят к нему психические заболевания либо нарушение интеллектуального (умственного) развития, которые влияют на поведение таких людей в обществе.
В вашем вопросе, очевидно, имеется в виду человек с нарушениями интеллектуального развития, так как первая категория (психические отклонения), как правило, не посещает обычные образовательные учреждения. Поэтому ответ на вторую часть вопроса – да, таким учащимся нужна особая помощь в процессе обучения, и она называется инклюзивное (включенное) образование. Под последним имеется в виду единовременный процесс обучения и воспитания, рассчитанный на включение всех детей (независимо от их психических, физических и умственных способностей) в общую систему образования. При этом они обучаются по месту жительства в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, где с учетом их особых потребностей оказывается соответствующая специальная помощь (поддержка).
Основой инклюзивного образования являются известные восемь принципов, касающихся ценности человека, его способностей чувствовать и думать, права на общение и реальные взаимоотношения и т.д. Для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, созданы адаптированные образовательные программы. Такие программы позволяют корректировать нарушения развития и способствуют социализации.
Для улучшения профессиональных навыков лиц с ОВЗ и инвалидностью создано целое международное движение «Абилимпикс», к которому наша страна присоединилась в 2014 году. Кроме этого, созданы и другие проекты и способы помощи, к которым относятся:
- многоцелевая государственная программа «Доступная среда»;
- «Ресурсный класс (зона)»;
- «Инклюзивная молекула»
- особое место в общей системе помощи детям с ОВЗ занимает Доктрина образования в РФ до 2025 года, в которой отдельной статьей прописано развитие инклюзивного обучения.