Конечно, идеальная картинка выглядит именно таким образом: школьное обучение позволяет будущим выпускникам выстроить представление о том, чем они хотят заниматься в будущем. К сожалению, на практике в большинстве случаев все происходит совершенно иначе.
В целом кажется неплохим показателем, если человек представляет, в каком направлении хочет развиваться и двигаться в профессиональном плане. Но наверняка уже в процессе обучения и затем, с началом работы, у большего количества выпускников сменятся ориентиры и предпочтения в плане работы.
Говоря об исследовании, необходимо отметить следующее. В последнее время (в том числе до начала СВО) среди молодых людей действительно наметилась тенденция большей рефлексии относительно необходимости планирования в общем, высшего образования и выбора профессии в частности. Пожалуй, каждый пятый выпускник ставит по сомнение необходимость самоопределения в профессиональном плане.
О том, правы они или нет, идет множество споров, но все-таки никто не сможет переспорить концепцию того, что необходимо быть грамотным человеком, обладающим широким кругозором. Многие молодые люди 17-19 лет еще не обладают достаточным жизненным опытом и критическим мышлением, чтобы верно оценивать последствия принимаемых решений.
Стоит планировать или нет — это дело сугубо личное и в принципе не зависит от нынешней обстановки, скорее, от склада ума самого человека. В целом же — да, жизнь, конечно, непредсказуема, но одновременно и быстротечна. По этой причине не стоит просто плыть по течению, а наоборот: надо принимать ответственность за собственные решения, влияющие на качество вашей жизни. Вклад в собственное развитие сегодня — это преуспевание и, как бы банально ни звучало, уверенность в завтрашнем дне.