Наука, искусство, философия, мифология и религия и др. ставят себе условно идентичную цель – достичь ощущения истины. Мифология достигает этого ощущения упрощённым верованием, религия – ритуалом и догмой, наука исследует факт и ставит эксперимент, добиваясь верификации выводов, а искусство обращается ко всей палитре человеческих чувств: от тонкой релаксации до экстаза и катарсиса. Философия пытается синтезировать все эти средства.
Таким образом, если под литератором подразумевается писатель/поэт, то он показывает истинность в ярком образе, желая увлечь читателя своим пониманием истинности:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Тютчевское лирическое рассуждение, переведённое в язык тезисов, весьма теряет убедительность: Россия больше любой европейской страны многократно => у неё свои внутренние законы => это касается не только геогрфии, но ментальности => не надо судить её общепринятой формальной логикой => верой, порой иррациональной, она и сильна. Вероятно, это близкая к первоисточнику интерпретация, но она уже является литературоведческой, а не литературной – искусство избегает такой конкретики, потому что именно за счёт недосказанности и сублимированности смысла добивается ощущения правды жизни.
Физика как наука, конечно, требует точности. Любые яркие краски возможны при выражении отношения к факту, но сам он должен быть описан так, чтобы он был предельно точно представлен и так же воспроизводим: если твердое тело погрузить в жидкость, оно вытеснит объем жидкости, равный объему погруженной в жидкость части тела. Можете проверить – будет именно так,