Свобода мыслей — очень важное качество в жизни. И отлично, когда в школе ученика не загоняют в строгие рамки, обтачивая как болванчика, а дают высказываться и направляют, если мысли уходят ну совсем не туда.
Шансы на успех такой девочки-отличницы, которая говорит заученными шаблонами, могут быть хороши на таком же стандартизированном экзамене, но он проходит — и от тебя уже требуется вовлечение в жизнь, выход за рамки, творческие решения — а откуда они возьмутся, если на учебе такой опыт отсутствовал?
В последнее время я читала несколько книг, где эта тема поднималась, например "Калейдоскоп" Вертфоллена и "Как научиться учиться" Бозера.
У Вертфоллена есть отличная сценка того, как маленькая девочка Евочка не делала домашнее задание по математике просто потому, что ее способностей хватало, чтобы за время урока усвоить материал. Но пока это базовый уровень, это работает, а потом начнутся сложности. И тогда автор от лица своего героя Франца дает очень практические советы, разбирает причины такого нежелания. Что вот тут не просто лень, а и зажатие от того, что какая-то задачка не получилась, и неумение выстраивать свой день, из-за чего домашнее задание откладывается. И в результате Евочка вырастает в яркую, остроумную, умеющую работать с собой и с людьми девушку. Вряд ли это могло случиться, если бы ей поставили ультиматум и заставили.
Бозер же говорит, что отличным методом обучения будет построение гипотез. Например, чтобы понять Шекспира, хорошо спросить у себя такое: "Что бы произошло, если бы Ромео и Джульетта не умерли в 16?". И в таком случае роль учителя, который не обрубает на корню, а выслушивает и корректирует по необходимости рассказ ученика, становится знаковой.
Так что в современной жизни, когда для продуктивной работы все больше требуется открытость мышления, свобода мысли, это стоит развивать и поддерживать!