Свободомыслие - штука обоюдоострая. И вредно, как его избыток, так и недостаток. По тому надо пытаться в нём находить золотую середину.
Тут считаю уместным сталинский принцип: Критикуешь - предлагай. Предлагаешь - воплощай. Воплощаешь - отвечай. Ну и конечно военный его вариант: Инициатива любит инициатора.
Так люди научатся не только уместно применять свою свободу, но и ещё возможно чему-то полезному. Да и запомнят всё лучше.
А дальше всё просто: не хочешь учиться (типа не обязан) - иди работай. Ну например снег на улице убирай (в 6 утра), раз больше ни чего не умеешь. И это делать не хочешь - учись обходиться минимумом благ (на хлебе и воде).
В результате применения такого "кнута и пряника", ученики довольно быстро определять разумные рамки свободомыслия. Главное, чтоб сам учитель умел бы всё это грамотно делать. Без перегибов и прочего.