У государственной школы сейчас довольно много проблем, но все они известны.
Организационные проблемы:
1) Недофинансированность учителей и незакрытые педагогические позиции.
2) Высокая забюрократизированность целью оправдания наличия такого большого количества надзорных и управляющих органов. Наличие большого количества регламентов, противоречащих друг-другу.
3)Оценка эффективности по формальным показателям.
Школа будущего должна их решить через повышение зарплаты и статуса педагога, введение на всей территории страны единой жесткой тарифной сетки (сейчас она тоже есть, но плавающая), снижение бюрократической нагрузки за счёт цифровизации с одной стороны и оптимизации количества надзорных органов - с другой.
С оценкой эффективности - сложнее. В обществе сейчас нет консенсуса на тему того, что такое хорошая школа. Но раз мы говорим о будущем, то я думаю, что он и в будущем не появится. Благо я вижу в том, чтоб школы были разные. С разными акцентами.
Есть также проблемы связанные с процессом обучения
1) В один класс попадают разные дети. У них могут кардинально отличаться способности, интересы, мотивация к учёбе, ценности и уровень развития.
2) Дети осваивают программу по разным предметам с разной скоростью.
3) Дети порой сильно досаждают друг-другу.
Тем самым больше всего времени уделяется троечникам, поскольку их можно вытянуть на 4 и хулиганам, чтобы они не мешали другим учиться. Тихий двоечник безнадёжен и его не трогают, рисуя тройки, а отличник и так справляется. К тому же порой бывает, что отличники подвергаются нападкам сверстников, что может сказаться на их желании учиться и здоровье. Это даже стало бродячим сюжетом, настолько обыденная ситуация. А ещё плохо тем детям, которые очень хороши в одном предмете и плохи в других.
Как вы понимаете, эти проблему можно решить по примеру армии - муштрой, коллективными наказаниями, подавлением. И она решится. Вы получите неплохой средний уровень знаний, отсекая тех, кто выделяется и вниз и вверх (что печально, но факт). Ученики будут знать и уметь примерно одно и то же.
Но работодатель скажет:"эти знания у всех есть. А ты мне предъяви умения, соображалку, и soft skills, или иди учись дальше. На конвейере сейчас мало работы".
А ВУЗ скажет: "в школе вам дают наш профильный предмет недостаточно глубоко. Ты должен сам интересоваться и знать больше".
И только в армии будут рады. Потому, что классическая прусская школа, наследницей которой является и современная, была задумана как раз для подготовки солдат.
Тем более взрослые сейчас начнут возмущаться дисциплинарным взысканиям и подавлению индивидуальности у родных детей. Ведь сами они живут в других условиях.
А вторым вариантом решения проблемы является уход от классно-урочной системы.
Но никто сейчас не может сказать как это конкретно будет выглядеть.
Явно нужно всестороннее психологическое исследование детей, определение слабостей и склонностей.
Также нужен отход от учебного плана и индивидуальные образовательные траектории. Доступность всех курсов за весь год в интерактивной форме заранее, вместе с проверочными работами, и проектная деятельность по образцу советского дома пионеров, но на новом уровне. Соответственно сама система оценивания должна быть пересмотрена в пользу практического освоения материала. Если знание не может быть использовано, значит это не знание, а сведение.
Ну и есть содержательная проблема образования.
В настоящий момент нет консенсуса относительно того, чему учить детей.
Предполагаю, что это абсолютно нормально. И школы будущего, в связи с этим, должны быть разные.
Хотя, с моей точки зрения, некое ядро образования (на уровне знаний 5 класса, где-то) должно быть общепринятым.