Не существует «большинства случаев». У всех свои причины.
Вера в бога — не обязательно перекладывание ответственности. Можно верить в бога и быть проактивным, ответственным. Можно верить в то, что бог наделил особой миссией, и быть не просто ответственным за себя, а быть «сверхответственным». Есть такое понятие «сверхадаптация», когда человек не просто хорошо адаптируется к реальности, но адаптирует реальность под себя, свои цели. Он меняет реальность, и это может быть следствием веры в бога, в божественную миссию.
У психологии нет точки зрения, так как она не является субъектом мнения. Психология — это тысячи разномастных направлений, у каждого из которых свой предмет и объект исследования. В рамках различных направлений могут быть свои объяснительные модели веры в бога. В некоторых случаях объяснительные модели могут перекликаться, в других случая могут отрицать друг друга или вообще не пересекаться. Сколько людей (авторов моделей), столько и мнений.
Пример из психоанализа: точка зрения Фрейда такова, что маленький ребенок не осознаёт и не воспринимает свою маму, но фиксирует на уровне ощущений тела, что некое могущественное существо обеспечивало все его потребности тогда, когда он беспомощен. Впоследствии вера в нечто запредельное и могущественное может трансформироваться в идею бога. То есть, причина веры в бога — присутствие мамы в младенчестве.
Тема беспредельно большая. В монографии Зенько Ю.М. «Психология религии»
https://clck.ru/33CfwX 700 страниц. Трудно уложить в один пост все идеи божественного, которые там представлены.
Например, страница 271: «Грех духовной прелести состоит в ложном ощущении избытка личных духовных дарований». В переводе на русский: мания величия может стать причиной веры в бога, когда человек ощущает «бога в себе», чувствует себя богоизбранным, особенным, несущим в себе Христа / свет / истину / божественную энергию / знание или еще что-то сверхценное.
Экзистенциальный кризис может стать причиной веры в бога. Когда навязанные социумом / семьей / доминирующей идеологией ценности рассыпаются, человек теряется, у него возникает потребность найти свой путь, «данный свыше». Если партия больше не помогает, может помочь бог. Или человек не ищет свой путь / предназначение, а «укрывается у Христа за пазухой», то есть смиряется со своей ничтожностью и вверяет управление жизнью богу.
Трансцендентный опыт может стать причиной веры в бога. Если человек пережил некое «астральное путешествие», «покинул материальную вселенную», получил божественное знамение, «встретил бога», он может начать верить, так как «видел своими глазами».
Психологическая травма / смертельное заболевание могут стать причинами веры в бога. Когда на себя надеяться невозможно (человек «проиграл» по жизни), остаётся надеяться на милость всевышнего.
Магическое мышление может стать причиной. Человеку везде мерещатся «подсказки вселенной», «знаки свыше».
Религиозное воспитание может стать причиной веры. Если человек с детства рос в семье или социуме, «пропитанном богом», для него вера является частью личности / менталитета.
Феномен восприятия как такового может стать причиной веры. В монографии Аршака Миракяна «Контуры трансцендентальной психологии» представлена идея о том, что восприятие возможно тогда и только тогда, когда жизненная активность живого реализует себя как порождающий, формообразующий процесс. Другими словами, когда человек является творцом / источником / порождающим началом, он является тем, который «по образу и подобию». «Копией бога».
Математическое / физическое / биологическое образование могут стать причиной веры. Есть масса теорий (с доказательным аппаратом), которые показывают, что случайности не случайны, что вселенная может быть голографией, нейросетью и еще чем-нибудь иллюзорным, системным и взаимосвязанным на всех уровнях бытия. Например, феномен квантовой запутанности. Теории показывают, что вселенная в некотором смысле разумна и целесообразна. Другой пример: идеи созидания жизни кем-то и направленной эволюции. С точки зрения некоторых ученых вероятность случайного / спонтанного возникновению жизни из неорганических химических элементов кажется бесконечно малой. Так же как и вероятность некоторых эволюционных новообразований.
Нетривиальные способности могут стать причиной веры. Есть масса людей, которые умеют нечто особенное, например, лечить наложением рук. Кто-то ослабляет чужую боль, на ком-то раны заживают «как на собаке» (быстро). Известны случаи, когда люди выживали без критически важных частей головного мозга. По всем параметрам человек должен быть мёртв, а он жив, слышит, видит, говорит, хотя зоны мозга, якобы ответственные за те или иные функции, отсутствуют. «Чудо господне».
Хроническая удача может стать причиной веры. Есть «заговорённые» люди, которые в огне не горят и в воде не тонут. Могут оказаться в эпицентре урагана / на поле боя под прямым обстрелом и раз за разом выживают вопреки всему.
ЧТО УГОДНО МОЖЕТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ ВЕРЫ В БОГА. Надо смотреть конкретного человека и его историю, чтобы понять, что его привело к вере. Описанные выше примеры не обязательно приводят к вере в бога. Человек, который лечит руками, может верить, что у него дар от бога, а может верить в то, что это наследственный дар от прабабки-ведьмы / колдуньи.
А может быть, причиной веры в бога является его действительное существование? ;)