Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Почему Вы считаете, что Мир Вам должен?
Почему люди считают, что Мир им задолжал?
Я имею ввиду не квинтэссенцию этого явления, а именно, какими причинами Вы или люди (которых Вы встречали и считают, что Мир им задолжал) обосновываете (обосновывают) это мнение?
Под выражением «Мир задолжал» я подразумеваю отношение некоторых людей, которые считают, что им что-то должны государство и/или общество и/или родственники и/или друзья и т.д. по каким-то причинам. Вот по каким причинам люди так считают? - мне и интересно.
Не эксперт ни разу. Музыка, психология, гносеологи... · 10 апр 2022
Приветствую.
Дисклеймер: все нижеизложенное суть субъективизм и отсебятина.
Первая ассоциация, что возникла после прочтения вопроса и деталей у меня такая:
Вторая мысль - уже с вербализированным содержанием, что мне пришла в голову - так это ж классический разговор об установках, интроектах и конструктах, что живут в головах человеков.
Чутка терминологии:
Интроект определяется как чужое убеждение, полученное человеком от другого человека, не осмысленное и не переработанное критически самим получателем, определяющее его мышление и поведение в типичных ситуациях. (Подробнее тут: https://www.b17.ru/article/introekt/ и тут: https://psihomed.com/introekt/ )
Я убежден, что обсуждать интроекты, установки, конструкты задающие рамки и направление социального поведения человека следует чуть шире заданного автором вопроса, иначе тема будет раскрыта слабо. С установкой/интроектом (я не уверен что смогу разграничить чего здесь более - установки или интроекта, кажется что второго, но…) с условным названием "мне должны" соседствуют или противостоят другие установки/интроекты/конструкты: "я должен", "никто никому ничего не должен", "мир справедлив", "мир несправедлив".
Ниже даны мои авторские и абсолютно умозрительные рассуждения. Они крайне редукционистские, на научность не претендуют и не особо точны. Это просто мысли вслух.
Установка/интроект "мне должны" начинает формироваться еще в самом раннем детстве и за ее формирование отвечают сами родители. Обеспечивая по малейшему писку реализацию разных запросов маленького человечка они подкрепляют модель поведения: "вопи - получишь". Каждая потребность озвучивается человечком и закрывается маманей, отчего и вырастает установка "мне должны". Окончательное оформление эта установка на мой взгляд получает в возрасте около 5-6 лет.
Установка/интроект "я должен" формируется в чуть более старшем возрасте, когда человечек идет в школу. Там он сталкивается с набором возложенных на него обязательств касательно того, что ему следует делать, а что нет. Реакция на его действия со стороны учителей и одноклассников закрепляет его модель поведения через одобрение или порицание. Годам к 10-12 установка "я должен" с прилагающимся списком в идеале уже должна быть усвоена. (Но это в идеале…)
Важно: где-то годам к классу 8-9 интроекты "я должен" и "мне должны" при хорошем раскладе увязываются в пару. Человечек начинает понимать, что этот мир зиждется на обоюдности и взаимности. Эта установочная пара соседствует с конструктом под условным названием "мир справедлив", интегрируется в психику вместе с жизненным опытом в виде целостного суперконструкта с набором представлений о добре, справедливости, порядке, обязательствах, долженствовании и месте самого человечка во всей общественной системе. Именно на основании этого конформистского в своей сути суперконструкта государство строит манипулятивное управление большинством людей - стадом законопослушных овечек; государству выгодно чтобы люди верили в непреложность и незыблемость этой конструкции. Однако на деле сей конструкт имеет такое же отношение к реальности, какое имел бы крылатый морж в леопардовом трико со стразами, парящий в небесных высях, нежно чирикающий тонким голосом болотной выпи, дарующий благодатный дождь из ромашек и фиалок прямо из моржовой Zадницы под аккомпанемент раскатистого грома оттуда же к моржу реальному, элегантно возлежащему на пляже и подставляющему бока под легкий бриз. Ибо взаимность и обоюдность в реальном мире возможна лишь между равными партнерами, только в горизонтали, а мир населен неравными людьми, плюс всегда есть злонамеренные и вредные люди, плюс корпоративные структуры с привилегированным статусом с которыми бодаться бесполезно, плюс братья близнецы - организованная преступность и государство, плюс куча рандомных и форс-мажорных вещей, которые всегда были есть и будут и которые Божьим промыслом не объяснишь и на милость небес не спишешь.
В подростковом возрасте у многих человечков формируется установка/интроект "никто никому ничего не должен". Эта установка - часть реакции, протест против всех видимых изъянов, всех незакрытых счетов и неотомщенных обид. Это не возникает на пустом месте - ее вызывает реальный болезненный опыт человека; также эта установка подпитывается окружением человека. Установка/интроект "никто никому ничего не должен" жестко увязана с конструктом "мир несправедлив", который усваивается человеком из личного опыта, дооформляется заимствованиями из окружения, становится частью картины мира. В общем эта пара вкупе с опытом и его осмыслением формирует очень устойчивый контркультурный суперконструкт "мир несправедлив" - "никто никому ничего не должен"- "мне все можно". (При этом картина мира человека часто не отказывается от интроекта/установки "мне должны"!) Как следствие этот суперконструкт довольно очень часто вызывает к жизни имморализм, а иногда - аморализм, всякие модели вроде готтентотской морали, воровских понятий, иных уродских установок и принципов, фактически авансом выдает индульгенцию на любые дурные поступки. Читатель уже догадался: именно этот сложный контркультурный суперконструкт лежит в основе поведенческой модели лиц с криминальными наклонностями, социопатов и рецидивистов.
Таких как я, например :)
По факту оба суперконструкта - как конформистский суперконструкт, так и контркультурный - ложны. Ни один из них не описывает всю сложность реального мира. Справедливость в этом мире вовсе не гарантированна, она рандомна; наши желания не всегда справедливы и правомерны; обоюдность и взаимность отношений и долженствований возможна лишь при договоренности между равными сторонами.
Так вот, возвращаясь к центральной теме вопроса: человек, который подходит к жизни только с установкой "мне должны" зачастую просто имеет либо провал в плане личностного развития (не усвоил что есть иные интроекты, установки и нормы, что мир вращается не вокруг него), либо сознательно отверг эти другие установки, либо временно регрессирует до состояния ребенка под влиянием эмоций, стресса, фрустрации и прочего. Или просто перед нами Полиграф Полиграфович собственной персоной.
Я сейчас не рассматриваю вопрос о претензиях со стороны человека к другим людям, к корпорациям, государству, к миру. Оные претензии могут быть справедливы и обоснованы, но никто просто так не принесет нам наши вожделенные интересы на блюдечке с голубой каемочкой. За них придется побороться.
Если же брать те конструкты/установки/принципы/убеждения, что живут в моей голове на сегодняшний день, то:
Мир в целом несправедлив. Это следствие человеческого фактора - мы даже не можем договориться о том, что считать справедливостью, а также не можем отделить свои личные интересы от суждений и принципов.
2. В первую очередь я должен быть верен самому себе - отстаивать свои интересы, свое видение мира, свою правду.
Средь незнакомых людей и общественных институтов мне никто ничего особо не должен. Собственно как я им.
Я должен лишь тем людям, с которыми лично договорился и ровно настолько, насколько могу. Это правило обоюдно и взаимно.
Все свои личные счета и предъявы я затребую и заберу сам когда посчитаю нужным и уместным. Если повезет…
Другие люди пусть сами формируют свои интересы и реализуют их. Все что я должен в их отношении - по минимуму им мешать.
Ни одно правило спущенное сверху не распространяется на меня до тех пор пока я лично не соглашусь считать его моральным императивом для себя и не подпишусь под ним. Даже законы не являются для меня императивом.
П. С.: Как-то так. Критика приветствуется, ибо абсолютно все вышеизложенное крайне умозрительно и спорно. Кто разбирается в возрастной психологии/психологии развития - разнесет мою писанину в пух и прах как абсолютно безграмотную.
самовед 🦜 способствую развитию 🦜 учу решать · 6 апр 2022
Я не встречал таких людей. Считающих себя обязанными вернуть некий долг Миру, и именно так об этом говорящих — да. А людей, которые прямо утверждали бы долг Мира перед ними, ни одного.
Так могут высказываться одни люди о... Читать далее
«Мир мне должен». Чего должен? Денег? Славы? Любви? Бога? Мира?
Допустим, я считаю, что мир должен мне признание. Потому, что умная. Или мир должен «принца на белом коне» Тогда потому, что красивая. Или мир мне должен круглый... Читать далее
Мировоззрение таких людей основывается на предположении, что они пришли в это мир, чтобы получать удовольствие, чтобы быть счастливыми, чтобы получать все, что хочется. Поэтому весь мир в том или ином качестве и персоналиях... Читать далее
Одно из объяснений религиозное. Так как человек создан по образу и подобию Бога, а Бог создал всё, то человек чувствует себя сопричастным к созданию мира, но в реальности он не имеет таких полномочий и преференций. От того и... Читать далее
Это одно из последствий принятия либеральной концепции.
Ее суть в отходе от христианского альтруизма в сторону эгоизма. Эгоизм выстраивает эгоцентричную систему восприятия мира, гле субъекту должны все, от церкви, до... Читать далее
Математик, программист, инженер, интересуюсь... · 5 апр 2022
Это идёт от воспитания. Конечно всё относительно индивидуально и причины каждого такого случая могут различаться, но в общем всё утыкается в уверенность в себе, самостоятельность и реакцию на это. Так например человек может... Читать далее
Георгий пенсионер. Интересует жизнь людей и их... · 5 апр 2022
Родился в 1946 году. Отец прошёл всю войну, побывал в пекле боев под Прохоровкой, к счастью, выжил. А до войны родители испытали все и вся становления власти Советов. Они ровесники прошлого века.
Учителя. Отец учёный филолог... Читать далее
Так обычно считают люди, которым это вдолбили (своими поступками) окружающие еще в глубоком детстве. Так сказать, на уровне подкорки. Для них это (что им все должны) так же очевидно, как то, что день сменяется ночью. Кто-то... Читать далее