Недавно стал популярен твит такого содержания: "Дорогая, вот твой телефон за 140к, я внимательно почитал отзывы и сравнил характеристики, Samsung лучше, чем IPhone, почему ты плачешь?"
Вот если не понимать, почему девушка плачет, то и можно считать брендинг обманом. Но какая разница, обман ли это, если девушка плачет?
Наша экономика давно переросла инструментальное использование товара. Мы покупаем не материальные вещи, а смыслы, ценности, статус. Это абсолютно нормально и в этом нет никакого обмана. Просто так работает общество, и до эпохи потребления просто был другой способ продемонстрировать статус. Но лучше и честнее ли он? Как честнее: демонстрировать статус, потому что можешь позволить себе айфон, или демонстрировать статус, потому что родился в правильной семье? Мне кажется, что первое значительно честнее. Это статус, открытый для большего числа людей и приобретенный.
Теперь к первой части критики, довольно серьезной, о том, что брендинг говорит о том, чего нет в продукте.
Вы не построите сильный бренд, если не будете связывать его с продуктом. Никак. То, что раньше так пытались — ну и где теперь эти бренды?
Ни один уважающий себя специалист не возьмется за брендинг без изучения продукта. Да, брендинг призван усилить сильные стороны бренда, и сократить влияние слабых — но это абсолютно нормально.
И про ответственность. В любом тексте можно откровенно приврать про товар — ответственность за это десятки, ну может быть сотни тысяч рублей.
Но когда вы врете про товар в бренде, это влияет на весь маркетинговый бюджет. А это десятки миллионов, в некоторых случаях, миллиарды рублей. Ни одно агентство или специалист не возьмет на себя такую ответственность. Потому что люди не дураки и обман сразу раскусят, и весь бюджет сольется в трубу и в лучшем случае не будет работать, а в худшем — работать в обратную сторону.
А по поводу мыльного пузыря, повторюсь, что вся наша цивилизация — это мыльный пузырь, построенный на первозданной дикости за счет слов и иерархий.