Вопрос очень интересный и неоднозначный. Прежде всего, разберемся, КОМУ НЕ хочется думать. - Зрителю, который пришел в кинотеатр (или включил телевизор/компьютер), чтобы развлечься, отвлечься от проблем, с которыми он столкнулся. Отдохнуть. И не думать ни о чем. Посмотреть "Голый пистолет" и посмеяться от души. Освободить мозг от негативных эмоций. Кому ХОЧЕТСЯ думать? Человеку, который хочет разрешить внутренний конфликт и не знает, как это сделать. Эстету, который хочет получить удовольствие от того, что он видит. Взрослеющему и любому пытливому человеку, который хочет понять, как устроен мир. Вот и целевая аудитория, на которую работает много производителей кинопродукции. С психологической точки зрения фильмов серьезных, неоднозначных, должно быть меньше, чтобы, во-первых, не пресытиться от размышлений, во-вторых, кино все-таки должно удерживать зрителя у телевизора.
Что касается отечественных фильмов, то над каждым можно думать. Даже над самым, по мнению зрителя, плохим. Чем-то же он зацепил зрителя? "Фильм плохой" - значит, он вызывает отрицательную эмоцию. Почему? От чего защищается зритель? "Почему именно мне неприятно ЭТО смотреть?"
И еще: часто люди смотрят фильм, не обращая внимания на его серьезную основу. Это касается таких фильмов, как "Конек-горбунок", "Холоп" и подобных.
Серьезные фильмы в нашем кинематографе есть, и каждый - событие. Например, "Остров" Павла Лунгина раскрывается по-новому после каждого повторного просмотра. Событий не должно быть много. Сценаристу нужно дать время и возможность написать сценарий, из которого "слова не выкинешь", а режиссеру не стремиться переделать сценарий под свою идею, которая сценаристу и в голову не приходила, чтобы родить "богатыря", а не кастрированного уродца. Но есть ограничения во времени, в средствах и самоограничение в показе элементов, подпадающих по действие цензуры.