Самый простой вариант: тишина используется как резкий антипод звука. Наиболее пронзительные сцены «Дурной крови» Леоса Каракса сняты не только в рапиде или (трагикомичной) ускоренной перемотке, но и с внезапной глухотой, которая обрушивается на зрителя вместе с эмоциями.
Обратная ситуация — когда минимальная громкость (именно он часто подменяет «тишину») предшествует громкому звуку. Наверное, хрестоматийный пример — первое появление тиранозавра в «Парке Юрского периода», когда минимальное звучание атмосферы нарушают шаги, а потом раздается рев.
Вообще звук, как и изображение, заставляет мозг воспринимать происходящее как нечто правдоподобное, а потому любые перепады или искривления производят эффект, например, ирреальности. Как особое звучание (в тч тишины) у Дэвида Линча.
P.S. Кинематограф долго шел к созданию реалистичного звукового ландшафта, но так до конца и не покинул территорию сновидческого искажения: у поэта полифонии Алексея Германа ощущается скомбинированность отдельных звуков, «догматический» звук с площадки отсекает много «лишнего», послевоенное кино недосчитывается отдельных шорохов, многие звуки современных малобюджетных фильмов и сериалов опознаются как «библиотечные».
Мир фильма и его звучание так или иначе подстраивается под нужды произведения или особенности трансляции, а потому тишина либо драматически звучит (мелкими эмоциональными потрескиваниями), либо молчит так, как может только полный выкл. Осознанная работа с этим может приводить как к эмоциональной убедительности (характерно для хорроров, например, It follows или корейского «Вопля»), так ощущение полной ирреальности (например, когда герои говорят потрескивающими, как в старом кино, голосами; см. «Наживка»).
д-р искусствоведения, зав. сектором кино и ТВ РИИИ · 26 окт 2021
Полная тишина достигается только в безэховых камерах. В реальности даже в глухой деревне при полном отсутствии звуков прибор покажен несколько децибел.
В кино ощущение полной тишины обычно создается с помощью пристуствия... Читать далее
На меня произвели сильнейшее эмоциональное впечатление два эпизода из фильмов, которые считаются классикой.
Первый - в "Сталкере" Тарковского: бесконечно длинный эпизод пересечения границы Зоны, снятый одним кадром. Ничего не... Читать далее
Киновед, киноман, игроман и сценарист. · 28 окт 2021
Тут важно понимать, с какой целью используется тишина. Не всегда это какая-то многозначительная пауза, в ходе которой персонаж важную думу думает. Как уже отметили ранее, это способ управления зрительскими эмоциями и, что самое... Читать далее
Выпускница Высшей школы (факультета) телевидения... · 27 окт 2021
Назову свой любимый пример - из фильма Пудовкина "Мать": плачущий маленький ребёнок среди лошадиных ног. Такой напряжённый момент. Тишина. Конница готова разгонять народ, собравшийся на демонстрацию. А среди лошадей оказался... Читать далее
Как правило, типов таких использований три:
1). недомолвки, решенные как логические или психологические паузы ("Молчание" Бергмана, "Зеркало" Тарковского)
2). Остановка времени и сознания, отраженное в сознании героя и спроециро... Читать далее
Чаще всего контузия или аналогичная травма героя. В ужастиках бывает подчёркивают внезапность тишиной. Шокирующие документальные кадры тоже иногда никак не озвучивают.
Увлечение-наблюдать за процессами в обществе и за... · 25 окт 2021
Тарковский использовал тишину как инструмент, примером тому "Сталкер". там её много и она неотъемлемая часть повествования. В какой то момент она давит, и ты понимаешь весь ужас и безысходность ситуации.
Тишина - очень хороший инструмент для управления зрительскими эмоциями. А в сочетании с текущей картинкой создается впечатление дорисовки сюжета, либо зритель может нарисовать на этом "полотне" собственные мысли.
Например, в... Читать далее
Для меня пример тишины в кадрах кино хроники во время наземных испытаний ядерного оружия, серое, липкое, гнетущее чувство тишины перед неизбежность, необратимостью.