Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Можно ли подразделять искусство на высокое и низкое, для просвещённой аудитории и дилетантов?

Искусство и культураИскусство
Konstantin You
  ·   · 8,7 K
Образование, искусство, философия  · 13 янв 2022
Обычно говорят не о "высоком" или "низком" искусстве, а об искусстве элитарном и остальном (народном, простонародном, бытовом и пр.). Причём только некоторые авторы специально определяют свои произведения в ту или иную нишу. В реальности процесс протекает несколько иначе.
Любое произведение искусства содержит в себе несколько смысловых слоёв. Большинство - 2-3 смысловых слоя, выдающиеся произведения - более десятка, а гениальные - вообще бесконечно многозначны. Связано это с символической природой художественного образа.
Неподготовленный зритель, привыкший воспринимать художественное произведение на уровне бытовой культуры, в любом творении схватывает первые поверхностные смысловые слои. Зритель, понаторевший в практике восприятия, работает, как правило, с 4-5 смысловыми слоями. Выдающийся зритель воспринимает больше. Но поскольку выдающихся зрителей единицы (это специальное искусство), да и просто подготовленных мало, то большинство воспринимают произведение на уровне сюжета и, может быть, некоторых выразительных штрихов. Для подавляющего большинства произведений этого оказывается вполне достаточно. Автор и сам не предполагает более глубокого видения. Подобные произведения для знатоков (в хорошем понимании слова) оказываются неинтересными, так как быстро себя исчерпывают. К ним нет необходимости обращаться вновь и вновь, стремясь найти что-то новое для себя. Как правило, такие произведения и оказываются в нише, которую Вы называете "низким искусством". Однако лучше назвать такое искусство простым. Тут могут быть довольно сильные, но простые идеи. И такое искусство нередко оказывает сильное влияние. Но не на отдельных зрителей, а на массы. И очень важно, что такое искусство не плохое. Оно иное.
С многозначным произведением искусства тоже не всё просто. Если первоначально зритель не "хватает" большинство смыслов, то со временем происходит привыкание к произведению. Поверхностные смыслы кажутся уже банальными, и зритель невольно начинает искать иных, более глубоких смыслов. Помогает этому процессу и активное обсуждение произведения в социуме, и изменение социального мировоззрения, которое настоящий художник всегда предугадывает. Потому нередко произведения, первоначально воспринятые лишь знатоками, входят позже в массовый обиход.
В этом смысле, произведение с самой большей степенью условности, обобщения является наиболее многозначительным). Ед... Читать дальше
Графический дизайнер и иллюстратор.  · 13 янв 2022
Я думаю такое разграничение в данный момент возможно только условно. Ведь тогда нужны четкие критерии по просвещенности аудитории, какой уровень просвещенности соответствует высокому, а какой низкому ? Раньше само образование и... Читать далее
Предлагаю просто задуматься, как много Ваших знакомым слушает современную академическую музыку? А потом возможно... Читать дальше
Абстрактный художник, автор и руководитель студии...  · 13 янв 2022  ·
yas_seleznev
Думаю, условно такое деление существует. Однако восприятие произведений, отношение к искусству - это вопрос индивидуального вкуса, личной истории, бэкграунда (погруженности, насмотренности, образования, окружения). Образователь... Читать далее
Абстрактная живопись и графикаПерейти на t.me/yas_seleznev
Архитектор. Преподаватель кафедры архитектуры.  · 16 янв 2022
Если вам так удобнее - разделяете. Вас обязательно кто-нибудь в этом поддержит. И обязательно кто-нибудь с вами не согласится. В конечном итоге, искусство либо "трогает", либо нет. Есть искусство для понимания которого надо... Читать далее
Архитектура как философия мировоззренияПерейти на vk.com/tithink
Меня интересуют информационные технологии в...  · 14 янв 2022
Мне кажется, можно, ведь для восприятия многих произведений требуется определенная подготовка. Так абсолютное большинство людей не воспринимает классическую музыку, которой наслаждаются ее ценители. И если пейзажи воспринимают... Читать далее
Вопрос сам по себе спорный, по меньшей мере, а ответы, и ваш в том числе, говорят о том, что люди просто напросто... Читать дальше
Архитектор. Член СМА. Зернов В.Г.  · 13 янв 2022
Высокое искусство это признанный мировым сообществом шедевры данной исторической эпохи . Искусство и архитектура средних веков искусство эпохи возрождения, искусство эпохи капитализма. искусство эпохи социализма. Искусство это... Читать далее
1 эксперт согласен
Timur Khuade
подтверждает
18 февр 2022
Ответ из категории "личное мнение". Есть о чем поразмышлять
Пенсионерка с широким кругозором  · 17 июл 2022
Считаю, что подразделять искусство действительно, можно. Объективно, оно бывает высоким и низким. Но, вот, со второй частью вопроса, не вполне согласна. Ибо, каждый зритель имеет право на свой взгляд на любое произведение... Читать далее
Свободный художник. Темы, связанные с духовным...  · 22 февр 2023
Да, при желании)) Это вопрос социологии потребления искусства, связанный с вопросом структуры общества той или иной формации. Античное деление на высокое и низкое не непременно симметрично делению на искусство, предназначенное... Читать далее
Архитектурный критик  · 13 янв 2022
Если коротко, то нет, нельзя. Это несправедливо по отношению и к искусству, и к людям. Можно было бы говорить про элитарное и массовое. При этом, очень важно, что в моем использовании этих слов нет ничего оценочного, это не... Читать далее
1 эксперт согласен
Так чем же отличается, в Вашей интерпретации, определение “элитарного” искусства от “высокого”, а “массового “... Читать дальше