Постановка вопроса подразумевает современную ситуацию. А вопрос относится к прошлому, когда церковь и христианская религия были основными институтами социализации современного общества, тогда и понятия "художник" и "искусство" в современном виде не существовало. Средневековое искусство Европы было имперсонально, не сохранилось имен средневековых мастеров кисти, резца, мозаичистов, миниатюристов. Церковь была не просто заказчиком, а создателем программ живописных произвелений и обладателем материально-производственной базы. Например, при соборах были наиболее крупные литейные мастерские, а евангелиарии эпохи романики делали в скрипториях при монастырях. Поэтому я не согласна с постановкой вопроса "религия влияла". Искусство скорее развивалось внутри религиозного культа.
Процесс секкуляризации искусства началая в Италии в 14-15 веке, в северной Европе ближе к 16 веку. В России - в 17 веке.
У разных искусствоведов есть разные вариации на тему почему и когда искусство полностью отделилось от религии.
Недавно читала Ганса Зельдельмайера. У него процесс разрыва искусства с Богом именуется "утратой серидины"(так и называется его работа). Он говорит, что разрыв искусства с Богом - это черта времени. К этому привели такие философские направления XVIII века как пантеизм (бог растворен в природе и потому непостидим как Вселенная) и деизм (бог сделал мир как механизм и устрвнился), поскольку то и иное понимание отрицает понимание человека как подобия Бога, пантеизм считает невозможным личное общение с богом. Человек оказывается замкнут (над ним никого нет и в природе он чужд), а потому он обращается к низменному, животному и хаотическому в себе, уподобляет себя вещам. Душа и дух, по Зельдельмайеру, становятся соперниками, разрушается целостное понимание мира и ощущение человеком себя как части божественной гармонии. По З. Это началось с эпохи рококо (где началось раздвоение холодной архитектуры и чувственного орнамента), затем из Англии приходят сентиментальный роман, неоготика, стальная архитектура и принежение человека до уровня каррикатуры (Хогарт), а затем уже на процесс "утраты серидины" пошел с приходом собственно форм искусства, порожденные Великой французской буржуазной революцией.