Думаю, что гомофобию следует считать поведенческим эволюционным приобретением последних двух тысячелетий, причем в рамках гораздо более древней, обширной и успешной эволюционно ксенофобии, которую некоторые исследователи рассматривают как признак здоровья человека.
История гомофобии начинается с появлением первых письменных источников авраамических религий. Для более ранних и /или примитивных обществ гомофобия порой даже не характерна, вспомните древнегреческих эроменов и эрастов.
Есть достаточно любопытная эволюционная выкладка по гомосексуальности, которая признается в живой природе нормальной, так как является побочным явлением отбора на суперфеминность самок, повышающую выживаемость потомства. ( Rodrı́guez-Gironés, M. A., & Enquist, M. (2001). The evolution of female sexuality. Animal Behaviour, 61(4), 695-704.)
Однако, у человекообразных обезьян, к коим мы относимся, гомосексуальность среди самцов обнаруживает тесную связь с иерархией в стаде, поэтому резонно рассматривать гомофобию как выработанное под давлением внутривидовой конкуренции поведенческое отрицание власти бисексуального самца-вожака, вступающего в половые контакты с особями своего пола в целях постоянного подавления их лидерских наклонностей и поддержания статуса кво.
Эта позиция хорошо объсняет отказ от древнегреческой системы гомосексуального воспитания молодых мужчин в культурах вторичных по отношению к греческой. Насилие сексуальное уступило место физическому, а христианство и ислам окончательно закрепили уже психологическое насилие, как наименее энергозатратное и результативное в подавлении лидерства молодых мужчин, гомофобия же, как устойчивый феномен и поведенческий паттерн, вероятно, перешла в фундамент системы применения физического и психологического насилия в воспитании новых поколений, как установка, блокирующая регресс к более ранним неэффективным формам воспитания. Подобно тому, как эволюционно табуировался инцест совершенно не осуждаемый в ранних примитивных обществах, как и промискуитет с гомосексуализмом, наши предки подмечали появляющиеся от них проблемы и вводили новые установки в свою картину мира (верования).
Теперь ,с развитием толерантности, когда из-за чудовищного перенаселения некоторых территорий отпала необходимость в сохранении и преумножении численности людей любые практики снижающие рождаемлсть и высвобождающие ресурсы в дальней перспективе становятся эволюционно приемлемыми в силу их способности снижать интенсивность борьбы за существование на отдельных территориях.
Sommer, V., & Vasey, P. L. (Eds.). (2006). Homosexual behaviour in animals: An evolutionary perspective. Cambridge University Press.
Bullough, V. L. (2019). Homosexuality: A History (From Ancient Greece to Gay Liberation). Routledge.