Репрессии осуществлялись не против простого народа, а против церкви.
Господство идеологии правящей партии было необходимо для удержания власти.
У наивного приверженца плюрализма может возникнуть возражение: а как же в буржуазных демократиях, в западном цивилизованном обществе разрешена идеологическая борьба разных партий, защищены свобода слова и права личности. Разве нельзя было сделать то же самое в Советской России?
Нет, конечно.
Народ надо было сплачивать, а не разобщать. Тут демагогия представителей разных партий ничего хорошего дать не может.
Государственную систему надо было укреплять хотя бы в связи с угрозой очередной интервенции.
А на Западе, между прочим, так называемая демократия установлена не народная, а буржуазная.
Она находится под пристальным призором и управлением при щедром финансировании имущих капиталы и власть.
Православная церковь в течение долгого времени была надежным оплотом царской власти в России; плохо это или хорошо, — другой вопрос. С начала XVIII века волею Петра I церковь стала частью государственного механизма. Совершенно естественно, что,
являясь, по сути, государственной организацией, церковь и действовала в интересах государства, политика которого далеко не всегда отвечала чаяниям широких масс населения страны.
Не случайно, что среди народа существовало, мягко говоря, прохладное отношение к священнослужителям.
В русском фольклоре было множество издевательских рассказов о священниках, что верно подметил еще А. С. Пушкин и блестяще отразил в своей «Сказке о Попе и его работнике Балде».
В конце концов, церковь разделила с правящим режимом ответственность за провалы его политики и вместе с ним понесла кару в революционные годы.
Так было во Франции во времена Великой французской революции, так было и у нас после Октября 17-го.
Репрессии против церкви, проводимые советским правительством, усугублялись ее борьбой с советской властью.
Требуя от власти соблюдать «Божьи заповеди», священнослужители сами поступали с властью не по-божески. Ни для кого не секрет, что
священники активно участвовали в Гражданской войне на стороне антисоветских сил, поднимали восстания на территории красных, организовывали заговоры и т. д.
Все это происходило на фоне общественных потрясений, кровавой междоусобицы, жестоких революционных и контрреволюционных методов подавления своих противников в смутный период российской истории.
И если в наше время президент демократической страны мог ввести в столицу танки и расстрелять собственный парламент, то чего же нам требовать от людей, живших в ту суровую эпоху?
Что же касается позиции церкви, занятой ею в голодном двадцать втором году, то иначе, как странной, ее не назовешь. Вместо того, чтобы отдать, по заветам Спасителя, последнюю рубашку ближнему своему, священники не пожелали помочь своей пастве, умирающей от голода, и отчаянно защищали свое «злато и серебро» от передачи в фонд голодающих.
Надо ли удивляться, что Ленин с присущей ему категоричностью требовал применения расстрела для «мракобесов от поповщины»?
Не нужно забывать, что Ленин не был святым и благоверным правителем, каким объявили ныне царя Николая II.
Ленин был жестким политиком, благодаря чему он смог, по словам Черчилля, вытащить страну из хаоса и анархии и вернуть ее на торный путь цивилизации.
"Примирение" церкви и государства произошло только во время Великой Отечественной войны…
Период обострения борьбы с религией в СССР, пик которого пришёлся на 1958-1964 годы. Названа по имени руководителя страны того периода - первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва, которому приписывается публичное обещание к концу семилетки, то есть к 1965 году, «показать последнего попа по телевизору».