Можно и нельзя. У вас свобода воли, вы можете поверить во что угодно. Искусства обширное понятие и могут воздействовать без необходимости осмысления или частично или как-то еще. Мастер может управлять вашим эмоциональным состоянием с помощью образов понятных на вашем уровне восприятия. Сказки детей полны обмана, убийств и ранений. Для них это первая знакомая опора на которую можно сослаться почему. Быстро выясняется, что в обычной жизни есть куча уточнений. Но сказка позволяет все разложить на хорошо и плохо. На этом этапе яркий образ и чувство сопереживания с хорошим персонажем. Все плохие Пети, Васи, Сережи не умирают, а волки итд
Законченные повторяющиеся узоры для нас признак стабильности. Обратная сторона хаоса и неопределенности. Все это в изменяющейся жизни может вами обретать новое значение. Прозвучавшая забытая мелодия оживляет воспоминания как выключатель. С фильмами и книгами так же.
Нет абсолютно никакой необходимости понимать искусство. Речь идет о понимании себя. Работает искусство посложнее следующим образом. Нам нужен фон, позволяющий настроиться и цепочка узнаваемого чего-то. Суть в том, что рутина нас успокаивает поскольку имитирует обычную жизнь. В произведениях тоже самое каркас создает настрой и дальше повествование. Книга, картина, фильм. В основе произведения лежит человеческая проблема которая вам понятна и развитие событий на уровне личности, на уровне общности людей и безнадега вселенского масштаба. Персонажи имеют задачу донести до вас какую-то мысль. Это очень схематично, чтобы донести мысль о том, что не с неба настукиваются произведения. План работы, схема, навык. Получить удовольствие можно пережив с персонажами и не меньшее понимая что именно и как хотел автор и если есть исполнитель. Важное качество в жизни, которое помогает развить в том числе искусство это умение признать, что все предложенные варианты, даже откровенно никудышние могут иметь право на существование при определенных обстоятельствах.
Сначала нужно понять в чем проблема. Не существует хорошего или плохого решения, вы выбираете наиболее эффективное. Нужны критерии. Никакого художественного чутья у людей нет, так как просто нет соответствующих органов чувств. Мы живем в воображаемом мире потому что мы понятия не имеем какой он на самом деле. И нам на столько нет до этого дела, что даже не подозреваем об этом