Эмоциональная реакция на произведение искусства - это первая ступень его познания. Это словно индикатор, говорящий: "это мне нравится" или "это не для меня". Но это не наслаждение, которое является глубоким чувством удовлетворения. В случае с искусством, удовлетворения своего внутреннего ощущения красоты.
После эмоционального этапа освоения произведения искусства наступает его осмысление (если "нравится"). Оно может быть теоретическим, как у искусствоведов, либо просто размышлением.И всё это время (время размышлений) первичное эмоциональное чувство по отношению к данному произведению возрастает, либо уменьшается.
Это приводит к тому, что в качестве предметов для наслаждения у человека остаются лишь некоторые произведения искусства.
Например, мне понравилась музыка сцены письма Татьяны из "Евгения Онегина" П. Чайковского. Мне хочется не только слушать её, но и разобраться, что же там происходит. Это приводит меня к знакомству с другими произведениями композитора. Я их слушаю, размышляю о них, отбираю для себя те, которые тоже нравятся. И вот из всей массы музыки Чайковского только несколько произведений (а часто только тем из произведений) вызывают у меня наслаждение. Они и остаются в моём багаже. Остальное я знаю, мне нравится. Но наслаждение вызывают только эти несколько тем. Они созвучны моим ритмам, моим эмоциям. Они на меня воздействуют. В них я нахожу себя. Я искренне почитаю русскую икону, много знаю о ней. Но наслаждение у меня вызывает лишь графика фигуры Христа у Дионисия в "Распятии", да цвет в "Троице" Рублёва. Это всегда индивидуально.
Другими словами, наслаждение произведением искусства (либо фрагментом его) - это результат подсознательного приближения к произведению или его фрагменту.