Я бы в вопросе о понимании искусства поставил это слово в кавычки. Обычно, здесь, "понимание" соотносят с той зашифрованной "тайной", которую запрятал художник среди "завитушек" изображаемого, подразумевая здесь какой-то тайный символический смысл. И, когда этот "тест" разрешается, зритель впадает в определенный трепет и начинается "наслаждение". Но это для зрителя, для которого посещение подобных вернисажей всегда праздник. Зритель готовится к нему, принаряжается, готовится ко встрече с картиной, желая получить этот "душевный трепет" как заслуженную награду, на которую он имеет полное право. Иногда, не получивши этой "награды" он отступает, посчитав это личной обидой. Другой зритель, может быть, находясь рядом с первым, не наряжен особо, он пришел на встречу с картиной как на работу. Стоит тихо, чему-то улыбаясь, и может быть, ухмыляясь тихо. Пахнущий духами и принаряженный зритель не "теряя лица" разочарованно откатывается, тогда как второй, тихо ухмыляющийся остается и только начинает получать интеллектуальное наслажение. Можно даже представить диалог, случайно завязавшийся между первым и вторым зрителем. Первый: Я так и не понял ничего, какая-то "каша", никакой логики, что он хотел этим сказать, непонятно… Второй: Сочувствую вашему разочарованию, но скорее всего, вы не так смотрели, и потому, не нашли то, что ожидали встретить. Второй: Объяснитесь, пожалуйста, поподробнее. Первый: Я в первую очередь не кидаюсь рассматривать "действие", "литературный" контекст, - "кто кого так размашисто - сильно бьет", то есть, я, конечно, смотрю и туда, но уже позже, а в первую очередь я смотрю на "основные отношения", как одно пятно относится к соседнему, и, если они взяты правильно, чувствую, как от их столкновения рождается неосязаемое их "дитя", от которого в голове чешется и глазам щекотно. Некоторые художники только тем и ограничиваются, сопоставляя друг другу два динамически развивающиеся пятна. Можно стоять и стоять, с наслаждением наблюдая как они развиваются, как развивается их роман…