PRO:
Если говорить в терминах классической античности — образование это привилегия свободного человека, а на курсы посылают рабов.
Аналогия конечно грубая, но всё ещё актуальная. Современная художественная магистратура сопряжена с общим курсом гуманитарных наук — введением в историю, антропологию, социологию и т.д. — и по большому счёту учит художника думать, строить методологию, соотносить свои убеждения с историей искусства как таковой.
Человек, просто окончивший какие-то курсы, научится рисовать фотореалистичный фан-арт собирания лайков для — но в мире искусства он никому не нужен.
CONTRA:
В то же время, мне было бы трудно поспорить с тем, что хорошим художником человека делают чисто личные качества — а именно, въедливость, чувство чужого стиля, и интуитивный порог критического мышления, необходимый для самообучаемости по текстам.
История искусства очень большая — слабый духом не осилит её и в академии, и именно поэтому большая часть недохудожников отваливается ещё в бакалавриате.
Сильный духом, при наличии времени и ресурсов, вполне способен покрыть всю ту же программу самостоятельно.
PRO:
Именно поэтому у образования есть вторая функция: предоставлять ресурсы и время. Университеты оперируют большими бюджетами, дают студии, материалы, выставочные пространства, и, в наилучшем случае, существенные сезонные гранты. Художники на PhD программах даже получают зарплату.
Это могут быть херовые студии, маленькие пространства и небольшие деньги, но это неважно. Это живые ресурсы, которые дают вам на вашу работу. Лично я никогда не радовался своей зарплате так, как двум намного более скромным норвежским грантам.
CONTRA:
Впрочем, все эти ресурсы предоставляются только в пакете с госбюрократией и институциональным устройством. В зависимости от страны и университета, этот пакет разнится от мелких багов до непредвиденного шестизначного долга.
Большая часть этих проблем локальна — но она также подогревает критику институциональной системы как таковой, так что я вполне могу представить себе ситуацию, в которой художник позиционирует себя за пределами институций.
Главная сложность этой позиции в том, что она также ставит художника за пределы большей части сообщества.
PRO:
Потому что образование это также инструмент социализации. Оно даёт шанс работать бок о бок с живыми классиками (и будущими живыми классиками) — бесценный опыт, особенно на ранних порах.
Оно также отсеивает фальшивок. Причина, по которой диплом необходим в преподавании и в подачах на гранты и резиденции — не только в бюрократии, но и в том, что магистратура слишком сложна, дорога и невыгодна чтобы идти туда без абсолютного конечного желания посвятить свою жизнь искусству. Остальные могут идти на курсы.
ИТОГО:
Так или иначе, аргументы и за, и против вышки — существуют внутри мира искусства в целом. Это ключевой фактор.
Если человек понимает, как искусство вообще работает, он может функционировать на обочине основного процесса и даже досоздавать свою альтернативную структуру, какую хочет.
Если нет — нет.