Наиболее распространенные сахарозаменители- это аспартам, сахарин, сукралоза, неотам, ацесульфам к и цикламат натрия. Ни для одного из этих веществ не показана связь с развитием онкологических заболеваний у человека. Любая из пищевых добавок прежде, чем попасть в производство проходит через стадию токсикологических исследований, где тестируют дозы на порядки превышающие те, что человек может получить с пищей. Соответственно, токсичностью эти соединения тоже не обладают и не могут привести к отказу почек и печени. Цикламат (в России продается под маркой Novasweet) запрещен в настоящее время в США, FDA ( управление по контролю качества и безопасности пищи и лекарственных препаратов) сообщает, что запрет не связан с риском онкологических заболеваний. Этот сахарозаменитель разрешен тем не менее в Европе, где чаще всего правила строже.
Некоторые сахарозаменители действительно были запрещены более 30 лет назад, так как они вызывают рак мочевого пузыря у крыс (именно с этими исследованиями связаны первые опасения относительно сахарозаменителей, а не с теми, в которых мелких грызунов кормят слоновьими дозами аспартама). Позже выяснилось, что механизм развития заболевания абсолютно непреминим к человеку- у крыс совершенно иная кислотность в мочевом пузыре, которая спосбствует формированию кристаллов при потреблении большх количеств сукралозы и цикламата. У человека так не происходит.
Основные опасения относительно сахарозаменителей связаны с тем, что их метаболизм детально не изучен. Особенно для новых сахарозаменителей, таких как стевия и адвантам. Кроме того, в последние 10 лет стало известно, что рецепторы, ответственные за восприятие сладкого вкуса присутствуют не только в ротовой полости, но и во многих других органах, в том числе в кишечнике и поджелудочной железе. Действуя вместе с глюкозой, сахарозаменители способны усиливать секрецию инсулина поджелудочной железой. Однако, это показано в исследованиях in vitro, когда островки Лангерганса - часть поджелудочной железы, продуцирующая инсулин - стимулируют вне организма. Сохраняется ли эффект in vivo и достигают ли достаточные количества сахарозаменителей поджелудочной и других органов, когда мы потребляем их с пищей в настоящее время достоверно не показано. Думаю, это станет известно в ближайшие лет 5-7.