Вполне возможно, что в таком обилии ответов мой останется незамеченным. Однако тема настолько интересная, что можно подготовить материал исключительно для себя.
То, что мы называем умом, есть реализация Мышления, как естественного свойства человека. Понятие ума, в нашей культуре, это некоторая служебная оценочная шкала, в диапазоне от глупости до мудрости. По большому счету Мышление не ограничивается познанием лишь одних объектов, оно, так же, познает, а, следовательно, идентифицирует Субъекты. Так что глупость понимается как слабоумие, мудрость как «сильноумие» Субъекта. Оговоримся, что познание и понимание есть синонимичные понятия.
Мышление формирует Знание. Знание есть устойчивые модели закономерностей окружающей Реальности (изменений потока восприятия). Модели могут быть как простыми, так и составными. Чем сложнее изменения Реальности, тем сложнее используются модели, за исключением тех случаев, когда даже сложные процессы могут быть объяснены просто. Речь идет о законе достаточного основания или бритве Оккама. Эту грань релевантности (адекватности) субъект должен определить сам. Собственно, идентифицировать Реальность с существующим Знанием, а также спрогнозировать развитие обстоятельств, это и есть важнейшая функция Мышления (по-простому Ума).
Теперь о Знании. Действительно Мышлению для Познания бывает совершенно достаточно незначительного Знания, потому как из него более сложное Знание, оно способно сформировать самостоятельно. Однако, тиражировать подобные операции слишком затратно и не оптимально. Мышление вообще ресурсоёмкий процесс. Поэтому, отработанные (доверенные и верифицированные) модели, нормально сбрасываются в память и получают статус доверенного Знания с целью дальнейшего использования. Именно эта часть Знания является основой для системы Образования. Не в смысле государственной, а в смысле системы передачи Знания от Субъекта Субъекту. Здесь есть нюанс верификации. Со временем доверительное Знание может, на поверку, оказаться уже не адекватным (релевантным) новым обстоятельствам, но это не проблема. Мышление пользуется тем, что заслуживает доверия именно сейчас, изменятся обстоятельства изменится представление.
Таким образом Мышление, снабженное багажом Знания, с меньшими промежуточными затратами, способно выходить на более высокий уровень Познания. Теоретически Мышление способно, формировать промежуточное Знание всегда заново, но практически каждый раз открывать законы природы или другие закономерности Реальности будет невозможно. Знание обеспечивает некий кругозор и масштаб понимания. Соответственно неЗнание (неведение) символизирует ограниченность или невежество. Такая композиция звучит вне зависимости от скорости реакции и какой-то потенциальной мощности, и сосредоточенности Мышления. Если есть из чего строить, то и относительно слабое Мышление отработает эффективней более скоростного. Это проверено веками, тысячелетиями, поэтому мы и учим своих детей, чтобы они добились в жизни каких-то успехов.
Понять желание отдельных исследователей свести эффективность Мышления к скорости реакции и глубине сосредоточения в отрыве от накопления Знания можно. Однако можно так же заметить, что, не имея достаточной информированности в какой-то сфере даже признанно умный человек часто попадает в неловкое положение. У него просто отсутствует возможность адекватного сопоставления с неизвестной Реальностью. Когда речь идет о сложных обстоятельствах, то недостаток информированности аккуратно именуется пробелами компетенций. Скорость адаптации прежде всего будет зависеть от имеющегося в наличии сопоставимого опыта. Когда же дело касается простых и понятных ситуаций недостаток информированности связывают с невежеством, а равно глупостью человека. Причем в альтернативных обстоятельствах тот же человек может показать себя с наилучшей стороны. Так что глупость крайне условна, если конечно не является следствием биологических патологий.
Ответ: Даже при хороших умственных задатках необразованный человек становится неконкурентноспособным. И напротив образование может развивать и развивает, казалось бы, недостаточно одаренных людей. Действительно, иногда возникают исключения, но, если оглядеться вокруг, то с недостаточно образованными людьми, как правило, общаться невероятно сложно, а главное непродуктивно.