Краткий ответ: это может произойти, но не ясно, захочет ли игровая индустрия идти в этом направлении.
С точки зрения технологий, все понятно. Уже сегодня происходит гонка VR-устройств: у кого лучше получится обмануть мозг человека? Когда-нибудь мы сможем перемещаться по виртуальным мирам, свободно делая шаги; сможем прикасаться к несуществующим объектам и чувствовать их тепло; нас будут окружать запахи; лицо будет щекотать ветер. Под все эти задачи уже делают технологии: перчатки, дорожки, костюмы, камеры. А вслед за этим – кто знает! – может виртуальность начнут подгружать прямиком в сознание человека.
Однако тут встает вопрос: а нужно ли это играм? Пойдет ли игровая индустрия далеко в этом направлении? Станут ли игры, неотличимые от реальности, мейнстримом гейминга?
Если посмотреть на бизнес и медицину, то там «реальную виртуальность» оторвут с руками и ногами. В бизнесе сейчас очень хотят «живые» совещания в VR, про это пишут много статей. А в медицине VR используют, чтобы лечить фобии и помогать людям справляться с травмами/горем: в обоих случаях важно, чтобы пациент как можно сильнее верил в то, что находится у него перед глазами во время сеанса – будь то страшный паук, к которому надо прикоснуться, или погибший ребенок, которому можно сказать последнее «люблю».
Однако в гейминге очень важно, чтобы игрок понимал: он находится в сказке, а не реальности. Без этого не могли бы существовать ни экшн-видеоигры, ни хорроры, ни РПГ. Представьте, что «идеальный VR» правда обманул все ваши чувства и заставил вас поверить, что вы находитесь на космической станции, по которой бродят ужасные монстры. Сможете ли вы сдвинуться с места? Когда страшилище выпрыгнет на вас из-за угла и вонзит в вас когти, испытаете ли вы удовольствие и желание попробовать снова?
Большинство хардкорных видеоигр исследует тему смерти. Они сталкивают персонажей с убийцами, кидают их в пропасти, отдают на растерзание зомби. Если происходящее станет слишком реалистичным, если нам будет казаться, что такое действительно происходит с нашим телом, какое тут удовольствие? Не говоря уже о том, что так и травмировать психику человека легко. Появится угроза сердечных приступов, нервных срывов, стрессовых расстройств. Люди будут лишаться сна. Даже сегодня многие, казалось бы, нереалистичные игры с проблемной графикой оказываются слишком тяжелы для психики человека. Мой друг, например, бросил Subnautica, потому что она вызывала у него искренний ужас.
Даже веселые приключения Нейтана Дрейка станут хоррором, если мы поверим, что находимся в его теле.
Реализм в видеоиграх — это не обязательно благо. Даже сегодня во времена motion capture и потрясающих вычислительных мощностей многие компании решают делать мультяшные игры. Карикатурные шутеры завоевывают больше любви у масс, чем реалистичные солдатские эпики.
Видеоигры, неотличимые от реальности, не смогут даже близко походить на игры, которые мы любим сегодня. Просто из-за потенциального вреда психике. Они будут рассказывать другие истории: более спокойные, медленные, безопасные. Захотят ли геймеры играть в такое? Вполне может оказаться, что игровая индустрия вообще не пойдет в этом направлении, решив, что в этом нет коммерческого интереса. Я вижу для этого основания.
По большому счёту уже сейчас игры позволяют "жить" в них. Игровой мир затягивает. Симсы, Скайрим. Переживаешь за своего персонажа и окружающих. Нравится слушать от них похвалу.