Есть разница между жанрами. Склонности одних людей вести себя в ситуации с одними предметами хуже или лучше, чем с другими. Например, игры rts это тактическая составляющая; классические tbs (типа героев) этр действительно шахматы, они примитивные, т.к. дают игроку много времени подумать, не парясь о реальной обстановке на поле боя. Смешанные жанры, как TW это уже реальный сложный жанр, где подоплека и стратегического мышления и тактического полевого, где требуется быстрая реакция и многозадачность в реальном времени. Экшены, мне кажется, тренируют рефлексы и реакцию, на большее там рассчитывать не нужно. Да вообще игры мало сами по себе подготавливают вас к действительности. Их можно рассматривать больше как развлечение, но не как отдельный вид развития ваших умственно-мыслительных процессов, способных заменить все остальные нагрузки.
Развитие есть, но минимальное
Любые игры, в которых требуется подумать прежде чем что-то сделать полезны для мышления. А любая игра с пошаговыми сражениями заставляет Ваш мозг мыслить наперед, как в шахматах.