Встречный вопрос: почему тысячу лет? Религия в виде анимизма (одушевление предметов), тотемизма, шаманизма и оккультизма зародились тогда же, когда и вид хомо сапиенсов, то есть примерно 30000 лет назад. Например, открытые в прошлом веке захоронения неандертальцев позволяют считать, что уже в среднем палеолите гоминиды имели особые представления, связанные со смертью и / или посмертной жизнью. Видение бОльшего, чем предлагает ореал обитания, интуиция всеобщей жизни, взаимосвязи всех ее явления - это особый, свойственный только нашему виду способ мышления. И связан это способ мышления со своеобразным мировосприятием - способностью предполагать, что или кто находится за пределами видимого мира, то есть определенным образом сдвигать границы реальности и интересоваться непознанным. Что было бы, если бы человечество потеряло это качество - "совать нос" туда, где ничего не видно, не понятно, таинственно и невозможно? Тогда мы остались бы Хомо Хабилитус или австралопитеками без способности к развитию интеллекта, поскольку одно из важнейших особенностей разума - стремление любым методом и способом "прорвать" границы и объяснить непонятное и непознанное.
Философ Огюст Конт доказал, что религия и теология (теория о Боге) есть необходимый исходный пункт разума - без нее и вне ее не было бы ни философии, ни науки. Это как без арифметики невозможна алгебра, без теоремы Пифагора не было бы тригонометрии - все это стадии эволюции интеллекта человечества как вида, где прерывание одного звена грозит уничтожением всей цепочки.
Также сложно представить себе развитие логики и логических наук, в том числе математики без формальной логики Аристотеля, которая широко и постоянно использовалась средневековыми схоластами в целях доказательства бытия Бога. Нет ничего труднее доказывать существование абстракции, роль которой в природе - умозрительна и невозможна в качестве любого материального объекта, даже самого сложного. Потому онтологические доказательства Бытия от Фомы Аквинского базируются на многочисленных аналогиях и показывают процесс рождения интеллектом сверхсложной к умопостижению универсалии - Бога. Здесь Бог выступает как абстрактный логический сверхобъект, к нему сводятся все причинно-следственные связи, доступные как человеческому опыту, так и интеллекту с его творческим воображением. Почитайте доказательства бытия Бога по Аквинату и вы убедитесь в красоте и самодостаточности его логики. Этот факт - способность интеллекта творить грандиозное и гармоничное бытие там, где обыденность видит только предметы быта, - вдохновило ученых эпохи Просвещения к продвижению логики и повороту ее от трансцендентного (сверхматериального) к природе, а именно - вглубь ее с целью познания ее тайн и извлечению из этого познания пользы. Так научная революция Коперника, Галилея и Ньютона (все они безусловные деисты, а Ньютон как известно еще и алхимией увлекался, и оккультизмом, связанным с ней), прочно опираясь на логическую почву, подготовленную религией, завершилась тремя законами механики. А затем как известно - двигатель внутреннего сгорания и вся наша научно-техническая и цифровая цивилизация.
Потому до сих пор живы, мало того, неуничтожимы всевозможные представления о Боге, как религиозные, так и философские. Бог философов - это бог логики - начало начал всех вселенных, творящий (эманирующий) Разум, абсолютная волновая духовная функция, лишенная частиц; это невозможные к представлению и опредмечиванию (визуализации) понятия о бесконечном, вечном, абсолютном Бытии.
Известные нам религии, например христианство с его потрясающими храмами, золотыми куполами, пронзительно-грустными глазами Спасителя и Девы Марии - это плоды от способности нашего, человеческого воображения опредмечивать и визуализировать ту самую интуицию об абсолютном и вечном, о начале всех миров и творящем Разуме в понятных и близких душе (психике) образах, способных вызвать особенные, трогательные нравственные чувства и эмоции. Остроту и боль покаяния, трепет надежды на спасение, сострадание ближнему и слабому, маленькому и больному, милосердие и смирение. Есть конечно разные искривления религиозного сознания, но в чистоте своей религиозность - это ответ разумной жизни на вопрос о смерти и ее абсолютном характере (основной тезис - смерть непреодолима). Разум выдвигает контртезис - на физическом уровне да, непреодолима. Но на метафизическом - нет, преодолима. Этот вопрос об абсолютности жизни и смерти соотносится не с биологическим инстинктом выживания, а с рефлексией о предельных универсалиях, на что способен только человек. Универсалии - то, больше и выше чего быть ничего не может даже в воображении. Например, понятия "бытие", "человечество", "космос"... Это когда мы говорим, например - мир материален и ничего нематериального в мире нет (непредставимо и невозможно). Ма-те-ри-аль-ность мира, где материальность абсолютна, то есть мыслится как универсалия - равнозначна для всего мироздания. Или: смерть абсолютна, поскольку любой вид материи, любой предмет, любое - всё, в конечном итоге, сколько бы не существовало, подвержено действию второго закона термодинамики и гибнет (разрушается).
И только человеческое сознание, понимая этот закон природы, имеет смелость и дерзость не соглашаться с ним. Потому он стремиться прорваться к трансцендентному, ищет логику возникновения миров, пытается обнаружить в самых нулевых основаниях мироздания то, что опровергнет процессы разрушения и утвердит жизнь (существование). Так человечество творит идеалы и мечты.
Что было бы, если бы не было идеалов и восхитительных, прекрасных иллюзий о победе добра и торжестве жизни в конечном итоге?
Человеку тогда бы незачем было интересоваться миром, его устройством и основами. Любое познание направлено в будущее и за границы изведанного, оно ведомо вчерашними и сегодняшними иллюзиями - с чем-то оно мирится в силу невозможности опровергнуть, что-то опровергает, на что-то опирается. Как опирается на ту же логику, что представил в виде четырех ее законов деист Аристотель и развили средневековые схоласты. Устрани из нашей жизни мечту и иллюзию - мы обратимся в биороботов, зароем носы в быте и обыденности, перестанем искать новые энергии, материалы, лекарства, строить адронные коллайдеры. Перестанем орать на Бога из-за бессилия, невозможности решить уравнения Янга - Миллса. Перестанем горлопанить: слава Богу, решил теорему Пуанкаре! Перестанем верить, что медицина и генетика недалекого будущего будут способны сдвинуть границы биологического умирания человека лет до двухсот-трехсот. Блин, ученые мечтают о вечной жизни так же почти, как последователи Христа. Разница в условиях и обстоятельствах, но бог с этим -мечта все равно остается одной на всех. Ибо она и есть - цель человеческого интеллекта, как говорил в свое время философ Н. Федоров.
Кто-то скажет, что научные идеи, пусть самые нереальные, все же отличается от религиозных, ведь в отличие от науки, религия претендует на всеохватность и способна дать безапелляционный (догматический) ответ на любой вопрос.
Да, догматика, вернее, способ объяснять людям бытие опредмеченных интуиций об Абсолютном с помощью библейских историй и новелл кажется наивной и сказочной. Этот атрибут догматики и отрицается "чистым разумом", он и способствовал отходу от разъяснительной религиозной практики в сторону научного поиска. Но и то и другое существуют в разных видах и формах до сих пор. Просто людям философского, вообще научного склада ближе чистая интеллектуальная интуиция о всеобщем, в чем бы она не выражалась - в формуле или философской универсалии, неважно. А человеку, жизненный опыт которого складывался как путь экзистенциальных, смысложизненных переживаний нравственного характера, больше свойственна этика и эстетика церкви. И то и другое сложно и прекрасно по-своему. И в том и другом есть как созидательно-творческие, так и ошибочные, искажающие представления и процессы. О том и другом невозможно говорить только с позиции хорошо - плохо. Мы же не электроны, и вся история развития человеческого разума, неважно, через религиозную логику или научную, но научил нас постигать мир сложным и развивающимся универсумом.
Религия, логика, наука - это все звенья одной цепи, молекулы, атомы, органы одного организма - человеческой цивилизации в целом. Что было бы если бы мы рождались без ног, левой руки или лобных долей мозга? Тогда мы были бы не мы. Тогда мы никогда бы не были в нашем, человеческом мире.