Педагогически неверно было бы размышлять о том, как понять, что человек совершенно необучаем. Наверное, правильнее было бы спросить: как понять, что не следует тратить ресурсы на обучение человека? В особенности данный вопросом актуально задаться, поскольку он отнесен к категории «Развитие персонала/soft-skills».
Да, если речь идет об обучении персонала, то наиболее эффективным оно будет только при заинтересованности работников. Если занятия имеют чисто формальный характер, проводятся в обязательно-принудительной форме, то и отдачи от учеников можно не ждать. Когда работодатель проводит обучение по профилю работы, получаемые знания реально помогают в работе, тогда оно и будет эффективным.
С точки зрения обучаемости могут быть различные ситуации: кому-то учеба дается легче, кому-то сложнее. Ну что делать, если человеку не дается английский язык или основы бухгалтерского учета? Ставить крест на таких учениках? Однозначно нет. Результаты, конечно, у группы учеников будут разными, но, по крайней мере, общие представления о предмете «абсолютно необучаемый» человек получит.
Если бы речь шла об индивидуальной программе, то можно было бы скорректировать программу учебы, изменить методику преподавания. В случае же с корпоративным обучением, финансируемым работодателем, все проще: если работник не достигает хотя бы примерного результата обучения в запланированные программой сроки, то, безусловно, тратить средства и время не стоит. С другой стороны, не стоит торопиться прощаться с таким сотрудником, если в ходе основной деятельности на своей должности к сотруднику претензий нет.
В любом случае: основа любой учебы и результативности учебного процесса — мотивация и усердие ученика, без этого любой сотрудник может рассматриваться как потенциально не поддающийся обучению.