Мотивация - это процесс, который на 90 % зависит от обучающегося. Преподаватель, тренер не всегда может повлиять на её наличие или отсутствие, даже если будет использовать разные мотивирующие техники.
Поэтому о мотивации надо говорить сразу. Особенно, если речь идёт о длительных программах. Выяснять, что мотивирует учиться, а что нет. Ставить личные и профессиональные цели на весь период обучения.
По себе знаю, что мотивация держится долго, если, с одной стороны, сразу можно применить то, что узнано на лекции, с другой - если все задания строятся не на абстрактных ситуациях, а на том, что в данный момент интересно обучающемуся.
Мотивацию может поддержать проектная деятельность. То есть с самого начала обучающиеся выбирают себе для реализации проект и по ходу обучения этот проект реализуют, используя те знания, которые получают на длительной программе.