Корпоративная культура - это поведенческая модель внутри организации. Как мы себя ведём, какими принципами руководствуемся. Как отвечаем на вопрос: "Что такое хорошо, а что такое плохо?"
Получается, что корпоративная культура влияет на всё: на желание ходить на работу, на взаимодействие внутри коллектива, на клиентский сервис, на инициативность, на качество производимого продукта, на производительность труда, на творческий подход, на принимаемые управленческие решения, на стратегические цели и на стратегию и так далее. На всё! Так как бизнес - это люди. И их взаимодействие. Зачем она нужна? Затем, что именно корпоративная культура определяет, каким будет бизнес и как он будет развиваться. И неважно, занимаетесь вы корпоративной культурой или нет, задаетесь вопросом зачем она нужна или даже не задумываетесь об этом, она есть всегда!
Другой вопрос, как корпоративная культура формируется. Системно под контролем собственника, руководства, команды? Или стихийно, неуправляемо? От этого зависит, влияете ли вы на то, каким становится ваш бизнес, какая атмосфера внутри коллектива, как бизнес взаимодействует с внешним миром. Если вы хотите на это влиять, то корпоративной культурой нужно заниматься регулярно.
Основой корпоративной культуры является миссия и ценности. Миссия - это смысл существования бизнеса. Ценности - правила, по которым живем команда.
В свете изложенного я бы предложил бы скорректировать заданный вопрос: "Зачем бизнесу системно развивать корпоративную культуру?" Тут ответ следующий.
Чтобы работу наполнить смыслом. Объединить команду. "Зажечь глаза" сотрудников, настроить на трудовые подвиги (как известно, подвиги за деньги не совершаются). И многое-многое другое.
Почему вы сами или ваши знакомые, описывая свои предыдущие места работы, одни коллективы хвалят, а другие ругают? Дело не в коллективах самих по себе, а в сформировавшейся корпоративной культуре. И насколько она резонировала с вашим или с вашего знакомого внутренним миром, ценностями, убеждениями. Именно от этого зависит комфортно вам было в коллективе или нет.
Как формируется корпоративная культура, если ею целенаправленно не занимаются? В небольших компаниях культура обычно формируется на базе ценностей (принципов) и поведенческой модели собственника. Он и сотрудников интуитивно подбирает со схожими ценностями.
Но когда бизнес растет, то влияние собственника ослабевает. И если системно этим вопросом не заниматься, то дальше всё идет на самотек. Приходят люди других взглядов, не разделяющие ценности и идеи бизнеса. Приходят просто заработать деньги. И культура начинает меняться, процесс становится неуправляемым и куда он приведет, бабушка надвое сказала.
Именно поэтому в компаниях, которые выросли из стартапа, от старожилов можно услышать: "Да, уже атмосфера не та, вот помнишь, как раньше мы горы сворачивали!"
В развитие темы:
Удачи и смысла в вашей деятельности!