Интересный вопрос. Я думаю, главное это то, что заботиться о своем здоровье люди получили возможность относительно недавно. Сто лет назад большинство населения -- крестьяне. Режим дня строго детерминирован, режим и рацион питания строго детерминирован. У людей просто не было возможности как-то особо думать о здоровье.
В России массовый голод последний раз случался после и в результате войны в 1946 - 1947 году. То есть, например, я воспитывался бабушками и дедушками, родителями, которые сами имели опыт не заботы о здоровье, а заботы о том, чтобы остаться живыми. Раньше я не замечал, но сейчас, когда мне 49 я замечаю как много из моего образа жизни я повторяю научившись от родителей и передаю эти привычки детям.
Конечно дети (особенно в определенном возрасте) критично относятся к опыту родителей и, благодаря этому, культура меняется, но происходит это не так быстро как кажется тем, кто ругает молодежь за то, что она якобы не такая как мы )
Это что касается культуры. Но есть еще и некий более глубокий пласт, психика, подсознание, в которых я совсем мало понимаю. Но, мне кажется, всё-таки вижу две очень важных для темы вопроса вещи.
Во-первых, само отношение детей к здоровью и смерти. Если бы дети заботились о своем здоровье, то они тоже вряд-ли бы выживали и выдерживали конкуренцию. Например, на перемене первоклассникам логичнее было бы не носиться как ракеты, не валить друг друга на пол, а, степенно делать физические упражнения. Когда все пошли в столовую, то те, кто сначала помоет руки успеют съесть только половину порции в лучшем случае. А, скорее всего, вообще не успеют поесть. Так как в реальном мире школа рассчитана на 25 человек в классе (если взять пример Петербурга). Из этого же количества рассчитан режим работы столовой, а на самом деле в классах 30-35 человек. Таким образом ребенок и так то не понимающий зачем мыть руки (он может быть научен, но не понимает это полностью) привыкает к тому, что этим можно жертвовать ради того, чтобы хотя бы успеть купить булочку.
Во-вторых, не только дети, но и большинство взрослых (моя субъективная оценка) не понимают самой сути того, что такое здоровье. Человека считают биологическим механизмом. Его здоровье чувствуют как исправность механизмов. Устройство механизмов, при этом, понимается тоже на примитивном уровне. "Работает -- не работает". Вот два состояния механизма которые понятны большинству. То, что даже простой механизм подвержен постепенному износу, что мелкие дефекты не видны, но накапливаются, что их влияние проявляется в самых неожиданных местах, что механизм требует обслуживания (хотя бы смазка какая-то), ремонта, профилактических работ, это всё не понятно. С детства мы получаем опыт -- поболели, симптомы пропали, всё стало как было до того. То есть кажется, что болезнь не оказывает долгосрочного влияния. Даже сломали руку, нам её починили, стало всё как было. Подверглись воздействию некоего фактора, перетерпели, всё прошло, долгосрочного влияния нет. Например, пять минут по морозу -20 до школы можно перетерпеть без шапки и в легких кроссовках. Все склонны доверять собственному опыту, это понятно.
"ой, у меня опять болит живот" "надо соблюдать режим и рацион питания" "но раньше у меня живот не болел, а я питался как хотел"
"ой, у меня дрожат руки" "надо начать соблюдать режим дня и питания" "но раньше" ...
Ну, а когда человек сталкивается с настоящими проблемами со здоровьем, с такими, которые уже невозможно игнорировать, тогда, приоритет ценности здоровья возрастает.
Какую-то многобуквенную банальность написал, чего давно уже не делал, ну, значит задел вопрос )