Бытие "определяет" сознание лишь в очень узком и специальном смысле.
На деле по всё более распространённым современным представлениям многих светлых умов и прошлого и уже снова и в современности, и из ряда знаменитых учёных также, некое "внешнее сверх сознание" определяет и наше сознание и наше бытие.
При этом движения бытия способствуют движениям сознания-ума, иначе говоря, процессы в тварном бытии просто обучают тварное сознание.
А смысл всего этого?
Смысл в научении хотя бы некоторых умов-сознаний до уровня их перехода в новое индивидуальное "сверх сознание".
Так что на самом деле наука-ремесло-искусство педагогики самое важное из возможных ... )))
Язык же есть средство и отражение этого процесса обучения, где новые смыслы бытия получают новые языковые идентификаторы. Это не суть процесса обучения, а его инструмент и отражение. Но иногда отражение путают с первообразом, что на самом деле не так уж и страшно, если из этого не делать разнообразные категоричные выводы о реальности.