Прочитайте всю прозу и лирику по кодификатору. Всю – значит всю, даже если рядом с произведением стоит пометка "обзорное изучение".
Выучите как минимум по четверостишью из каждого лирического произведения, в идеале – выучите все стихотворения.
Найдите все стихотворения школьной программы и как минимум прочитайте их пару раз, поймите. С 2014 года может попасться любое стихотворение из школьной программы (т.е если «Кавказа» А. С. Пушкина нет в кодификаторе, то это не значит, что он не попадется на экзамене).
Читайте критическую литературу и анализируйте все эти произвдения. Сначала с помощью интернета, потом самостоятельно.
Если с бывшим С2 справиться легко (найти нужную тему в прозаическом произведения действительно легко, если вы читали), то для С4 лучше поделить все стихотворения из кодификатора (да, всю школьную программу тут не обязательно разбирать) по темам.
Начните писать сочинения, следуя критериям. В этом вам помогут группы, где готовятся к ЕГЭ по литературе. Однако! Лучше найдите посты, где ребята, набравшие сто баллов, выставляют сканы своих работ. Особенно смотрите на бывшие С1, С3. В сборниках эти задания почему-то очень отличаются от того, что дают на экзамене (на экзамене вопрос заданий С1 и С3 будет непосредственно связан с отрывком/стихотворением, будет достатчно просто проанализировать текст, а вот в сборниках часто встречаются общие вопросы к всему произведению). Также смотрите на бывшее задание С5, так вы поймете, что от вас реально будут требовать в большом сочинении.
Не тратьте время на зубрежку теории (правда научитесь определять размер стихотворений). Изучите ее, пробегитесь глазами и начните решать тесты. Они однообразны и вам хватит нескольких вариантов, чтобы все это выучить.
В какой-то группе по подготовке к ЕГЭ раз в две недели выставляют пробный вариант. Решайте его и отдавайте на проверку. Даже если у вас есть репетитор, это будет хорошим опытом, так как вашу работу будут проверять разные люди, как будет и на экзамене.
Решайте любое задание С2 и С4, которое только найдете. Эти задания никак не меняются и даже в сборниках точно такие же, какими попадутся на экзамене.
Не забывайте отдыхать. Серьезно, это очень важно. Иногда кажется, что если не будешь зубрить каждый день, никогда не сдашь ЕГЭ на хороший балл, но без отдыха информация не сможет усвоиться.
Открыть кодификатор по литературе, скачать его и начинать готовиться:
необходимо прочитать все произведения по списку. Так как кодификатор состоит в основном из школьной программы, многие произведения уже будут знакомы, достаточно лишь освежить память, например, почитать краткое содержание, какие-то статьи, анализы и общедоступные сочинения.
Советую завести тетрадку, туда записывать все термины (необходимые также записаны в кодификаторе). Запись сделанных заданий поможет лучше усвоить информацию, плюс можно будет возвращаться и повторять выученное по кратким записям.
На ютубе можно найти видео уроки по литературе, которые в своё время показывали на Бибигоне:
(есть лекции и от других преподавателей, просто ищите)
https://www.youtube.com/embed/UYVgYGmPU40?wmode=opaque
По многим литературным произведениям сняли фильмы и сериалы. В интернете их очень легко найти. Посмотрев сериал или фильм, легче будет запомнить сюжет произведения, ассоциировать прочитанное с увиденным.
Купите книги с заданиями ЕГЭ прошлого года и выполняйте каждое задание. Такие книги, как правило, продаются вместе с ответами, так что будет возможность сразу же проверить себя.
Из произведений выписывайте цитаты, которые в дальнейшем можно будет применить в сочинении.
В контакте есть группы по подготовке к ЕГЭ, там часто постят полезную информацию.
В общем, гуглите, читайте, смотрите. Удачи)
•Во-первых, обязательно нужно учить стихи. Но не в стиле "чем больше, тем лучше", а (к сожалению) с рациональным подходом, анализируя каждое стихотворение, сопоставляя его с определенным смысловым жанром и "темой" (проблемой), поднятой в произведении. Но в то же время нужно любить и прочувствовать каждый стих, выбирать то, что ближе тебе самому, при этом объясняя почему. Пытаться перенять сюжет стихотворения на собственную жизнь. Такой подход позволит упростить принудительное запоминание некоторых стихов ( как например "Тройка" Некрасова) и во время самого ЕГЭ воспроизвести определенные строки из памяти. Прекрасно, если получится найти "своего" поэта.
•Далее, необходимо знать контекст. Каждое произведение отображает жизнь общества в определенный исторический этап. проблемы, актуальные для того времени. Имея бэкграунд в истории и географии, понимать литературу становится намного проще. И наоборот. Так, например, в последнем задании (самое большое сочинение) может попасться тема "В чем заключались взаимоотношения Гринева и Пугачева?", где от ученика ждут рассуждений не только на основе моральных принципов, но и на знании истории: крестьянская война,ее причины, власть Екатерины ll, кто такой и при чем здесь Петр lll, кто такие казаки и тд. Или те же "Двенадцать" Блока или "Реквием" Ахматовой-произведения, которые рассказывают о жизни и умонастроениях их авторов, лучше, чем сами их создатели.
•Прочитать все из кодификатора. Это даже не может вызывать полемики. Кодификатор егэ по литературе- обязательный минимум тех (для кого-то максимум) произведений, знаний которых требуется ко сроку сдачи ЕГЭ. И, кстати, чтиво там довольно занимательное. По-крайней мере, можно проследить интересное развитие русской литературы и культуры в целом. Однако, мало просто прочитать. В каждом произведении нужно прослеживать определенные сюжетные линии, поднятые проблемы, подтексты, отсылки и тд. Не забывай про мини-сочинения, где тебе нужно будет вспомнить героя/место/эпизод и все в этом духе, и ответить на поставленный тезис, и второе, в котором нужно сопоставить данное произведения с эпосом других русских (и только) писателей.
•Писать. Много писать. Тренировать скорость письма и умение концентрироваться.Как-никак, а на 5 достаточно больших сочинений, возню с черновиками, мини-истерику, осознание происходящего и небольшой тест у тебя лишь 3,5 часа.
•Тест нужно сделать максимум за 10 минут. Вопросы в тесте не стоят и выделенного яйца. Каждый из них можно : а) догадаться логически б) натренировать тестами подготовки к ЕГЭ
•Не переписывать все из учебников. Выделяй основную информацию.
•Прочитать "Войну и мир". Понять Толстого, не обижаться на рутинное морализаторство и проанализировать все поднятые в этом романе-эпопее проблемы. Обрати внимания на сны. На философское понятие мира у Пьера в виде капелек воды. В общем, все можно быть крайне интересным, главное знать, что на основе полученных знаний можно сделать!!! И да: "Война и мир"- настоящий кладезь примеров. Это крайне полезное во всех смыслах произведение.
•На самом то деле, главное, это не превращать подготовку в пытку. Просто читай и получай от этого удовольствие, но действительно думай над прочитанным.
--------
Репетитора советую в том случае, если в школе подготовка оставляет желать лучшего и нет доступа к советам экспертов.
Отличные курсы по литературе на ФДП в ВШЭ, но только в случае дополнения к основной подготовке.
Также знаю, что сильные курсы по подготовке к ЕГЭ по литре в МГУ, но только там, где группа по 5-6 человек.
Еще советую приобрести Шуриков, работы "перечитывая классику"-маленькие тонкие, но крайне полезные книжечки за макс 100 рублей.
Вконтакте вступи в специальные группы типа "ЕГЭ Литература". Много полезной инфы.
АРЗАМАС, курс "Русская классика"- MUST !!!!!!!!!!
Напоследок посоветую вот этих ребят
Вроде бы все.Не волнуйтесь, не запирайте себя в темную башню, но готовьтесь. Успехов.
Для меня очень большую сложность составляла подготовка задания с поэзией, а точнее тот вопрос, где надо провести параллели с другими стихотворениями. Порой темы там бывают очень странные, поэтому надо было быть готовым ко всему. Я создавала таблицу, где писала стихотворения на одну и ту же тему, самые хорошие учила наизусть, в некоторых запомнила только строфу с нужным аргументом. Причем таблицу надо делать как можно обширнее, собирать все темы, которые только имеются в пробных тестах (как-то в пробнику встретилось стихотворение Маяковского "Если звезды зажигают..." и тут было неловко, потому что никаких стихотворений про звезды я вспомнить не могла).
Плюс речь. За неё могут снять достаточно много баллов, так что необходимо не просто понимать, о чем идет речь, но и оформить это с минимальным количеством речевых ошибок. Так что читать и писать, писать и читать.
Удачи)
Я подписываюсь под всем вышесказанным. Помимо всего этого вам нужно натаскаться на шаблон письменных частей(да-да, именно так, высоко оценивают только те ответы, которые написаны по глупому, но чёткому шаблону) и на шаблон тестов. Ибо после прорешивания пятидесятого варианта по литературе вы понимаете, что, черт возьми, они все одинаковые. И это хорошо!
Как только вы это поняли - вы готовы писать ЕГЭ на 90+ баллов. Потому что даже на самом ЕГЭ вас ждёт ровным счетом то же самое(мне вот попался вариант состоящий из того, что я уже решала, но с иными формулировками).
Тут так же важен и психологический настрой. Никого не слушайте: ни педагогов, ни одноклассников, ни родителей. Они все будут вам говорить что-то нецелесообразное. Кто-то будет говорить, что на ЕГЭ варианты всегда легче, чем на пробниках\в сборниках, другие будут вселять в вас уверенность в том, что вы такая молодец и готовы, третьи будут твердить, что ЕГЭ - это Страшный Суд и никто живым не выйдет.
Вы просто никого не слушайте и спокойно готовьтесь. Ничего сверхъестественного нет, все по шаблону и даже немного скучно.
P.S. Мой педагог по литературе(очень мудрая женщина и по совместительству кандидат наук) мне перед ЕГЭ сказала очень простые, но важные слова: - "ЕГЭ - не Страшный Суд, в жизни будут испытания в миллионы раз сложнее". То же хочется сказать и Вам.:)
Ну во-первых, Вам нужно знать книги, что входят в школьную программу, так скажем, основы основ. Обязательно знать сюжет и героев, особенно характер, это вам в последствии только поможет (не знаю как сейчас, но два года назад в егэ были задания с отрывком текста и нужно было указать о чем или о ком идет речь, кто ведет диалог)
С лирикой все немного сложнее, разбейте ее на тематические группы, авторов. Читайте и запоминайте разборы стихотворений, запоминайте интересные факты о их написании. Сравнивайте стили поэтов, их художественные приемы, обороты что они используют.
Во-вторых, ищите сочинения на различные темы, читайте сочинения других ребят. Темы могут попасться совершенно различные от "Особенностей любовной лирики Александра Сергеевича Пушкина" до "Возможно ли спасение действующих лиц пьесы Горького "На дне"".
Ну и в-третьих, не жалейте денег на репетитора, так как хороший специалист поможет поднять уровень вашей подготовки в несколько раз.