Открыть кодификатор по литературе, скачать его и начинать готовиться:
необходимо прочитать все произведения по списку. Так как кодификатор состоит в основном из школьной программы, многие произведения уже будут знакомы, достаточно лишь освежить память, например, почитать краткое содержание, какие-то статьи, анализы и общедоступные сочинения.
Советую завести тетрадку, туда записывать все термины (необходимые также записаны в кодификаторе). Запись сделанных заданий поможет лучше усвоить информацию, плюс можно будет возвращаться и повторять выученное по кратким записям.
На ютубе можно найти видео уроки по литературе, которые в своё время показывали на Бибигоне:
(есть лекции и от других преподавателей, просто ищите)
https://www.youtube.com/embed/UYVgYGmPU40?wmode=opaque
По многим литературным произведениям сняли фильмы и сериалы. В интернете их очень легко найти. Посмотрев сериал или фильм, легче будет запомнить сюжет произведения, ассоциировать прочитанное с увиденным.
Купите книги с заданиями ЕГЭ прошлого года и выполняйте каждое задание. Такие книги, как правило, продаются вместе с ответами, так что будет возможность сразу же проверить себя.
Из произведений выписывайте цитаты, которые в дальнейшем можно будет применить в сочинении.
В контакте есть группы по подготовке к ЕГЭ, там часто постят полезную информацию.
В общем, гуглите, читайте, смотрите. Удачи)
К сожалению, одного чтения (даже сверх программы недостаточно). На экзамене проверяется не знание содержания, а умение самостоятельно анализировать художественный текст.
Сложность экзамена в последние годы как раз в том, что для анализа предлагаются поэтические тексты, не входящие в кодификатор (список обязательных текстов). То есть выдать готовый, заученный ответ не удастся. И велика вероятность, что не удастся просто понять, о чем стихотворение.
Начиная готовиться к экзамену, нужно достать критерии оценки и разобраться, чего от вас хотят.
Чтобы научиться писать о художественных текстах, надо понять, как это делают умные люди. Сочинения, выложенные в интернете, обычно повергают в уныние. Сдается мне, они переписаны из сборников "100 лучших сочинений" пятнадцатилетней давности. Эти сочинения уродуют смыслы произведений и мозги школьников. Тем более, что в них есть глупые фактические ошибки. Ох уж этот Молчалин, коварно замышляющий жениться на Софье! (спойлер: в четвертом действии он признается, что очень боится этих отношений и хочет свести их на нет). Посмотрите и попересматривайте лекции по русской литературе на Арзамасе. Почитайте книгу Вайля и Гениса "Родная речь". Постарайтесь понять, как следует рассуждать о литературе. Ни в коем случае не заучивайте ничего. Попробуйте самостоятельно изложить содержание услышанного и прочитанного. В идеале - письменно.
Пишите. Много и регулярно пишите. Каждый день или через день хотя бы. Записывайте свои впечатления о прочитанном произведении. Формулируйте, что для вас в нем сложно и непонятно. Пытайтесь объяснить неоднозначные поступки героев. Ищите противоречия в характерах персонажей. Перечитывайте отдельные отрывки произведений и объясняйте, зачем нужен в каждом конкретном случае пейзаж, как работает портрет, объясняйте мелкие детали (например, почему Одинцова смотрится в зеркало после того, как Базаров признался ей в любви). Берите вопросы из сборников для подготовки к ЕГЭ и отвечайте на них письменно. Как можете, так и отвечайте. Сначала будете писать много глупостей. Постепенно поумнеете.
Ну и, конечно, желательно, чтобы написанное читал компетентный человек. Но ведь речь шла о подготовке без репетитора, да? Тогда перечитывайте периодически сами то, что вы написали, и переписывайте (дописывайте), если недовольны тем, что получилось.
•Во-первых, обязательно нужно учить стихи. Но не в стиле "чем больше, тем лучше", а (к сожалению) с рациональным подходом, анализируя каждое стихотворение, сопоставляя его с определенным смысловым жанром и "темой" (проблемой), поднятой в произведении. Но в то же время нужно любить и прочувствовать каждый стих, выбирать то, что ближе тебе самому, при этом объясняя почему. Пытаться перенять сюжет стихотворения на собственную жизнь. Такой подход позволит упростить принудительное запоминание некоторых стихов ( как например "Тройка" Некрасова) и во время самого ЕГЭ воспроизвести определенные строки из памяти. Прекрасно, если получится найти "своего" поэта.
•Далее, необходимо знать контекст. Каждое произведение отображает жизнь общества в определенный исторический этап. проблемы, актуальные для того времени. Имея бэкграунд в истории и географии, понимать литературу становится намного проще. И наоборот. Так, например, в последнем задании (самое большое сочинение) может попасться тема "В чем заключались взаимоотношения Гринева и Пугачева?", где от ученика ждут рассуждений не только на основе моральных принципов, но и на знании истории: крестьянская война,ее причины, власть Екатерины ll, кто такой и при чем здесь Петр lll, кто такие казаки и тд. Или те же "Двенадцать" Блока или "Реквием" Ахматовой-произведения, которые рассказывают о жизни и умонастроениях их авторов, лучше, чем сами их создатели.
•Прочитать все из кодификатора. Это даже не может вызывать полемики. Кодификатор егэ по литературе- обязательный минимум тех (для кого-то максимум) произведений, знаний которых требуется ко сроку сдачи ЕГЭ. И, кстати, чтиво там довольно занимательное. По-крайней мере, можно проследить интересное развитие русской литературы и культуры в целом. Однако, мало просто прочитать. В каждом произведении нужно прослеживать определенные сюжетные линии, поднятые проблемы, подтексты, отсылки и тд. Не забывай про мини-сочинения, где тебе нужно будет вспомнить героя/место/эпизод и все в этом духе, и ответить на поставленный тезис, и второе, в котором нужно сопоставить данное произведения с эпосом других русских (и только) писателей.
•Писать. Много писать. Тренировать скорость письма и умение концентрироваться.Как-никак, а на 5 достаточно больших сочинений, возню с черновиками, мини-истерику, осознание происходящего и небольшой тест у тебя лишь 3,5 часа.
•Тест нужно сделать максимум за 10 минут. Вопросы в тесте не стоят и выделенного яйца. Каждый из них можно : а) догадаться логически б) натренировать тестами подготовки к ЕГЭ
•Не переписывать все из учебников. Выделяй основную информацию.
•Прочитать "Войну и мир". Понять Толстого, не обижаться на рутинное морализаторство и проанализировать все поднятые в этом романе-эпопее проблемы. Обрати внимания на сны. На философское понятие мира у Пьера в виде капелек воды. В общем, все можно быть крайне интересным, главное знать, что на основе полученных знаний можно сделать!!! И да: "Война и мир"- настоящий кладезь примеров. Это крайне полезное во всех смыслах произведение.
•На самом то деле, главное, это не превращать подготовку в пытку. Просто читай и получай от этого удовольствие, но действительно думай над прочитанным.
--------
Репетитора советую в том случае, если в школе подготовка оставляет желать лучшего и нет доступа к советам экспертов.
Отличные курсы по литературе на ФДП в ВШЭ, но только в случае дополнения к основной подготовке.
Также знаю, что сильные курсы по подготовке к ЕГЭ по литре в МГУ, но только там, где группа по 5-6 человек.
Еще советую приобрести Шуриков, работы "перечитывая классику"-маленькие тонкие, но крайне полезные книжечки за макс 100 рублей.
Вконтакте вступи в специальные группы типа "ЕГЭ Литература". Много полезной инфы.
АРЗАМАС, курс "Русская классика"- MUST !!!!!!!!!!
Напоследок посоветую вот этих ребят
Вроде бы все.Не волнуйтесь, не запирайте себя в темную башню, но готовьтесь. Успехов.
Ну во-первых, Вам нужно знать книги, что входят в школьную программу, так скажем, основы основ. Обязательно знать сюжет и героев, особенно характер, это вам в последствии только поможет (не знаю как сейчас, но два года назад в егэ были задания с отрывком текста и нужно было указать о чем или о ком идет речь, кто ведет диалог)
С лирикой все немного сложнее, разбейте ее на тематические группы, авторов. Читайте и запоминайте разборы стихотворений, запоминайте интересные факты о их написании. Сравнивайте стили поэтов, их художественные приемы, обороты что они используют.
Во-вторых, ищите сочинения на различные темы, читайте сочинения других ребят. Темы могут попасться совершенно различные от "Особенностей любовной лирики Александра Сергеевича Пушкина" до "Возможно ли спасение действующих лиц пьесы Горького "На дне"".
Ну и в-третьих, не жалейте денег на репетитора, так как хороший специалист поможет поднять уровень вашей подготовки в несколько раз.
Прочитайте всю прозу и лирику по кодификатору. Всю – значит всю, даже если рядом с произведением стоит пометка "обзорное изучение".
Выучите как минимум по четверостишью из каждого лирического произведения, в идеале – выучите все стихотворения.
Найдите все стихотворения школьной программы и как минимум прочитайте их пару раз, поймите. С 2014 года может попасться любое стихотворение из школьной программы (т.е если «Кавказа» А. С. Пушкина нет в кодификаторе, то это не значит, что он не попадется на экзамене).
Читайте критическую литературу и анализируйте все эти произвдения. Сначала с помощью интернета, потом самостоятельно.
Если с бывшим С2 справиться легко (найти нужную тему в прозаическом произведения действительно легко, если вы читали), то для С4 лучше поделить все стихотворения из кодификатора (да, всю школьную программу тут не обязательно разбирать) по темам.
Начните писать сочинения, следуя критериям. В этом вам помогут группы, где готовятся к ЕГЭ по литературе. Однако! Лучше найдите посты, где ребята, набравшие сто баллов, выставляют сканы своих работ. Особенно смотрите на бывшие С1, С3. В сборниках эти задания почему-то очень отличаются от того, что дают на экзамене (на экзамене вопрос заданий С1 и С3 будет непосредственно связан с отрывком/стихотворением, будет достатчно просто проанализировать текст, а вот в сборниках часто встречаются общие вопросы к всему произведению). Также смотрите на бывшее задание С5, так вы поймете, что от вас реально будут требовать в большом сочинении.
Не тратьте время на зубрежку теории (правда научитесь определять размер стихотворений). Изучите ее, пробегитесь глазами и начните решать тесты. Они однообразны и вам хватит нескольких вариантов, чтобы все это выучить.
В какой-то группе по подготовке к ЕГЭ раз в две недели выставляют пробный вариант. Решайте его и отдавайте на проверку. Даже если у вас есть репетитор, это будет хорошим опытом, так как вашу работу будут проверять разные люди, как будет и на экзамене.
Решайте любое задание С2 и С4, которое только найдете. Эти задания никак не меняются и даже в сборниках точно такие же, какими попадутся на экзамене.
Не забывайте отдыхать. Серьезно, это очень важно. Иногда кажется, что если не будешь зубрить каждый день, никогда не сдашь ЕГЭ на хороший балл, но без отдыха информация не сможет усвоиться.
Как ни странно - читать :) На самом деле все зависит от уровня подготовки. Если ты до этого момента не отлынивал и читал произведения из школьной программы, все не так плохо.
Обрати внимание на поэзию (да-да, её тоже нужно знать). Постарайся у каждого автора запомнить по несколько стихотворений на разные темы: дружба, философия, любовь, ...
Неплохо бы поинтересоваться биографией писателя, хотя бы кратко.
Читай не только то, что есть в программе, но и дополнительные произведения (если есть время).
Обрати внимание на требования ЕГЭ в этом году (насколько я помню, они часто меняются).
Если есть возможность, найми репетитора, который будет проверять твои сочинения.
Ну и напоследок, читай лучше сначала более короткие произведения, тк есть вероятность, что успеешь прочитать больше, чем если будешь долго сидеть с каким-нибудь "Тихим Доном" (его, кстати, я вообще читала в кратком + фильм)