Ну во-первых, Вам нужно знать книги, что входят в школьную программу, так скажем, основы основ. Обязательно знать сюжет и героев, особенно характер, это вам в последствии только поможет (не знаю как сейчас, но два года назад в егэ были задания с отрывком текста и нужно было указать о чем или о ком идет речь, кто ведет диалог)
С лирикой все немного сложнее, разбейте ее на тематические группы, авторов. Читайте и запоминайте разборы стихотворений, запоминайте интересные факты о их написании. Сравнивайте стили поэтов, их художественные приемы, обороты что они используют.
Во-вторых, ищите сочинения на различные темы, читайте сочинения других ребят. Темы могут попасться совершенно различные от "Особенностей любовной лирики Александра Сергеевича Пушкина" до "Возможно ли спасение действующих лиц пьесы Горького "На дне"".
Ну и в-третьих, не жалейте денег на репетитора, так как хороший специалист поможет поднять уровень вашей подготовки в несколько раз.
Спасибо за ответ!
Большое спасибо за советы, очень познавательно!
К сожалению, одного чтения (даже сверх программы недостаточно). На экзамене проверяется не знание содержания, а умение самостоятельно анализировать художественный текст.
Сложность экзамена в последние годы как раз в том, что для анализа предлагаются поэтические тексты, не входящие в кодификатор (список обязательных текстов). То есть выдать готовый, заученный ответ не удастся. И велика вероятность, что не удастся просто понять, о чем стихотворение.
Начиная готовиться к экзамену, нужно достать критерии оценки и разобраться, чего от вас хотят.
Чтобы научиться писать о художественных текстах, надо понять, как это делают умные люди. Сочинения, выложенные в интернете, обычно повергают в уныние. Сдается мне, они переписаны из сборников "100 лучших сочинений" пятнадцатилетней давности. Эти сочинения уродуют смыслы произведений и мозги школьников. Тем более, что в них есть глупые фактические ошибки. Ох уж этот Молчалин, коварно замышляющий жениться на Софье! (спойлер: в четвертом действии он признается, что очень боится этих отношений и хочет свести их на нет). Посмотрите и попересматривайте лекции по русской литературе на Арзамасе. Почитайте книгу Вайля и Гениса "Родная речь". Постарайтесь понять, как следует рассуждать о литературе. Ни в коем случае не заучивайте ничего. Попробуйте самостоятельно изложить содержание услышанного и прочитанного. В идеале - письменно.
Пишите. Много и регулярно пишите. Каждый день или через день хотя бы. Записывайте свои впечатления о прочитанном произведении. Формулируйте, что для вас в нем сложно и непонятно. Пытайтесь объяснить неоднозначные поступки героев. Ищите противоречия в характерах персонажей. Перечитывайте отдельные отрывки произведений и объясняйте, зачем нужен в каждом конкретном случае пейзаж, как работает портрет, объясняйте мелкие детали (например, почему Одинцова смотрится в зеркало после того, как Базаров признался ей в любви). Берите вопросы из сборников для подготовки к ЕГЭ и отвечайте на них письменно. Как можете, так и отвечайте. Сначала будете писать много глупостей. Постепенно поумнеете.
Ну и, конечно, желательно, чтобы написанное читал компетентный человек. Но ведь речь шла о подготовке без репетитора, да? Тогда перечитывайте периодически сами то, что вы написали, и переписывайте (дописывайте), если недовольны тем, что получилось.
Открыть кодификатор по литературе, скачать его и начинать готовиться:
необходимо прочитать все произведения по списку. Так как кодификатор состоит в основном из школьной программы, многие произведения уже будут знакомы, достаточно лишь освежить память, например, почитать краткое содержание, какие-то статьи, анализы и общедоступные сочинения.
Советую завести тетрадку, туда записывать все термины (необходимые также записаны в кодификаторе). Запись сделанных заданий поможет лучше усвоить информацию, плюс можно будет возвращаться и повторять выученное по кратким записям.
На ютубе можно найти видео уроки по литературе, которые в своё время показывали на Бибигоне:
(есть лекции и от других преподавателей, просто ищите)
https://www.youtube.com/embed/UYVgYGmPU40?wmode=opaque
По многим литературным произведениям сняли фильмы и сериалы. В интернете их очень легко найти. Посмотрев сериал или фильм, легче будет запомнить сюжет произведения, ассоциировать прочитанное с увиденным.
Купите книги с заданиями ЕГЭ прошлого года и выполняйте каждое задание. Такие книги, как правило, продаются вместе с ответами, так что будет возможность сразу же проверить себя.
Из произведений выписывайте цитаты, которые в дальнейшем можно будет применить в сочинении.
В контакте есть группы по подготовке к ЕГЭ, там часто постят полезную информацию.
В общем, гуглите, читайте, смотрите. Удачи)
Для меня очень большую сложность составляла подготовка задания с поэзией, а точнее тот вопрос, где надо провести параллели с другими стихотворениями. Порой темы там бывают очень странные, поэтому надо было быть готовым ко всему. Я создавала таблицу, где писала стихотворения на одну и ту же тему, самые хорошие учила наизусть, в некоторых запомнила только строфу с нужным аргументом. Причем таблицу надо делать как можно обширнее, собирать все темы, которые только имеются в пробных тестах (как-то в пробнику встретилось стихотворение Маяковского "Если звезды зажигают..." и тут было неловко, потому что никаких стихотворений про звезды я вспомнить не могла).
Плюс речь. За неё могут снять достаточно много баллов, так что необходимо не просто понимать, о чем идет речь, но и оформить это с минимальным количеством речевых ошибок. Так что читать и писать, писать и читать.
Удачи)
Я подписываюсь под всем вышесказанным. Помимо всего этого вам нужно натаскаться на шаблон письменных частей(да-да, именно так, высоко оценивают только те ответы, которые написаны по глупому, но чёткому шаблону) и на шаблон тестов. Ибо после прорешивания пятидесятого варианта по литературе вы понимаете, что, черт возьми, они все одинаковые. И это хорошо!
Как только вы это поняли - вы готовы писать ЕГЭ на 90+ баллов. Потому что даже на самом ЕГЭ вас ждёт ровным счетом то же самое(мне вот попался вариант состоящий из того, что я уже решала, но с иными формулировками).
Тут так же важен и психологический настрой. Никого не слушайте: ни педагогов, ни одноклассников, ни родителей. Они все будут вам говорить что-то нецелесообразное. Кто-то будет говорить, что на ЕГЭ варианты всегда легче, чем на пробниках\в сборниках, другие будут вселять в вас уверенность в том, что вы такая молодец и готовы, третьи будут твердить, что ЕГЭ - это Страшный Суд и никто живым не выйдет.
Вы просто никого не слушайте и спокойно готовьтесь. Ничего сверхъестественного нет, все по шаблону и даже немного скучно.
P.S. Мой педагог по литературе(очень мудрая женщина и по совместительству кандидат наук) мне перед ЕГЭ сказала очень простые, но важные слова: - "ЕГЭ - не Страшный Суд, в жизни будут испытания в миллионы раз сложнее". То же хочется сказать и Вам.:)
Прочитайте всю прозу и лирику по кодификатору. Всю – значит всю, даже если рядом с произведением стоит пометка "обзорное изучение".
Выучите как минимум по четверостишью из каждого лирического произведения, в идеале – выучите все стихотворения.
Найдите все стихотворения школьной программы и как минимум прочитайте их пару раз, поймите. С 2014 года может попасться любое стихотворение из школьной программы (т.е если «Кавказа» А. С. Пушкина нет в кодификаторе, то это не значит, что он не попадется на экзамене).
Читайте критическую литературу и анализируйте все эти произвдения. Сначала с помощью интернета, потом самостоятельно.
Если с бывшим С2 справиться легко (найти нужную тему в прозаическом произведения действительно легко, если вы читали), то для С4 лучше поделить все стихотворения из кодификатора (да, всю школьную программу тут не обязательно разбирать) по темам.
Начните писать сочинения, следуя критериям. В этом вам помогут группы, где готовятся к ЕГЭ по литературе. Однако! Лучше найдите посты, где ребята, набравшие сто баллов, выставляют сканы своих работ. Особенно смотрите на бывшие С1, С3. В сборниках эти задания почему-то очень отличаются от того, что дают на экзамене (на экзамене вопрос заданий С1 и С3 будет непосредственно связан с отрывком/стихотворением, будет достатчно просто проанализировать текст, а вот в сборниках часто встречаются общие вопросы к всему произведению). Также смотрите на бывшее задание С5, так вы поймете, что от вас реально будут требовать в большом сочинении.
Не тратьте время на зубрежку теории (правда научитесь определять размер стихотворений). Изучите ее, пробегитесь глазами и начните решать тесты. Они однообразны и вам хватит нескольких вариантов, чтобы все это выучить.
В какой-то группе по подготовке к ЕГЭ раз в две недели выставляют пробный вариант. Решайте его и отдавайте на проверку. Даже если у вас есть репетитор, это будет хорошим опытом, так как вашу работу будут проверять разные люди, как будет и на экзамене.
Решайте любое задание С2 и С4, которое только найдете. Эти задания никак не меняются и даже в сборниках точно такие же, какими попадутся на экзамене.
Не забывайте отдыхать. Серьезно, это очень важно. Иногда кажется, что если не будешь зубрить каждый день, никогда не сдашь ЕГЭ на хороший балл, но без отдыха информация не сможет усвоиться.
Как ни странно - читать :) На самом деле все зависит от уровня подготовки. Если ты до этого момента не отлынивал и читал произведения из школьной программы, все не так плохо.
Обрати внимание на поэзию (да-да, её тоже нужно знать). Постарайся у каждого автора запомнить по несколько стихотворений на разные темы: дружба, философия, любовь, ...
Неплохо бы поинтересоваться биографией писателя, хотя бы кратко.
Читай не только то, что есть в программе, но и дополнительные произведения (если есть время).
Обрати внимание на требования ЕГЭ в этом году (насколько я помню, они часто меняются).
Если есть возможность, найми репетитора, который будет проверять твои сочинения.
Ну и напоследок, читай лучше сначала более короткие произведения, тк есть вероятность, что успеешь прочитать больше, чем если будешь долго сидеть с каким-нибудь "Тихим Доном" (его, кстати, я вообще читала в кратком + фильм)