Вопрос сформулирован на основе ложного понимания философии и науки. Он отражает господствующую сегодня подмену философии филодоксией. Если не преодолеть этого заблуждения, то не будет развития науки и ее превращения в ведущую идеологию общества со всеми вытекающими негативными следствиями. А поэтому актуально отстаивать истинную философию как науку о науке и важнейший метод теоретизации всех наук, в том числе и филосоии.
Что же касается когнитивных методов познания науки, в т. ч. философии, то это актуальная проблема, которую не объясняет адекватно сегодня официозная наук потому, что господствует непонимание самой сущности науки как социального феномена. Наукой называют профессиональные исследования, возникшие примерно 4 века назад. Никто не отрицает развития эмпирической науки на основе исследований и экспериментов в то время. Но они были и ранее, что содержательно объясняют многие исследователи. Но не это главное. Сущностью науки следует считать определенные знания как основу жизни людей. Что же касается развития этих знаний (что называют субстанцией науки), то это частный вопрос науки.
Сущность науки можно объяснить только на основе овладения хотя бы азами наиболее развитой ее формы - теории и ее главного метода – диалектической логики, созданной основоположниками науки и практически используемой во многих науках по умолчанию (называют его эволюционизмом, кладизмом, системностью и т.п.). На этой основе науку можно понять на основе кумулятивного ряда, показывающего становление науки, современную когнитивную структуру общества и основу будущего: отражение – информация – идеи – идеальное – знания- наука – постанука. Его объяснение можно найти во многих постах на Яндекс. Кью. В таком случае, знания – вербализованное идеальное, возникающее стихийно на основе усвоения языка, а наука - априорные знания, которым опережающе учат подрастающее поколение. Три формы науки: опыт – доктрины – теории. Опытная наука возникла вместе с обществом и не нуждается в методах – она «сын ошибок трудных». Доктрины – целостные фрагменты знаний об определенных реалиях реальности. Они возникли десяток тысяч лет назад и обычно базируются на каких-то принципах. В юности, мне один авторитет объяснял как гнилое яблоко на столе стимулирует успех исследования. У каждого доктринера свои методы. Но, следует признать, что многие из них используют математику как метод. Без нее не может быть научного основания, но ее успех зависит от опережающего познания сущности исчисляемого феномена. Это четко обычно констатируют статистики - сначала надо познать качество объекта, а потом его количество. Ограниченность доктринальной науки осознали древние греки и инициировали философский ее проект – познание науки с целью становления более истинной ее формы, названной ими теорией. Для создания теории требуются особые когнитивные методы, названные ими мышлением - диалектическим, логическим. Их создала философия как наука о науке. В результате философия стала важнейшим фактором прогресса общества – его капитализации в средние века, а затем социализации, началось ее «обмирщение» (по Марксу – она пошла в народ или «мир» в отличие от клира). Осознание последнего и стало причиной подмены философии филодоксией, препятствующей объединению народа для защиты им своих интересов. В этих условиях, важен ренессанс классической философии как науки о науке и канона (метода) теоретизации наук, на основе созданной философами диалектической логики. Это порой называют «диалектизация диалектики» - надо применить диалектику к ее объяснению с тем, чтобы она стала методом теоретизации всех наук – «нашим лучшим орудием труда и острейшим оружием (Ф Энгельс).
В целом, диалектическое (логическое) мышление - важнейший метод всех наук, в том числе и философии. Без овладения им общество не выживет в третьем тысячелетии. Все нужное создано основоположниками науки. Выявление и обобщение их идей опубликовано в ряде работ и является основой «Уроков логического мышления» на Ютубе с 2020 г