Классические в плане заимствованного у Запада дресс-кода или с точки зрения аутентичности?
Если речь о втором, то у русского костюма есть огромное количество исторических и национальных черт и элементов, присутствующих в современной одежде.
У нас проблемы с отстаиванием этих черт и закреплением за ними статуса "русский". А у представителей других народов планеты с этим проблем нет.
Наша историческая данность в том, что за элементами русской культуры их национально-историческая привязка чаще закрепляется с легкой руки Запада.
Но есть и приятная новость: культурно-национальные коды - тренд 2022, а вместе с ним русскость и советскость на мировых подиумах (давеча я писала о показах осень-зима 2022-2023).
И по прогнозам аналитиков - это только начало.
А теперь, к чертам и элементам, которые, на первый взгляд, покажутся архаичными, но если присмотреться к ним внимательнее, найдутся в современных образах :
- вышивка (на территории России ее огромное количество разных техник и направлений, имеющих уникальные черты);
- пуговицы, обвитые канителью, кружевом, жемчугом (не из них, а ими декорированные, тогда как европейская драгоценная пуговица - преимущественно целостный ювелирный объект);
- мех по подолу и горловине;
- "ожерелье", но не украшение ювелирного характера, а пристёгивающийся воротник, расшитый жемчугом;
- ложные рукава (в их исходном коде восточные корни, но на Руси они трансформировались в нечто самобытное), пояса и кушаки (в том числе, с пришитыми к ним сумками) и муфты;
- ювелирные украшения и народные украшения (то, что сейчас бижутерией бы назвали) ;
- монументальность исторического национального русского женского костюма (рубаха с объемными рукавами и сарафан в пол без выделения линии талии);
- обилие красного цвета, имеющего сакральное значение;
- короткая распашная шубка, опашень и охлабень, душегрея, телогреи (не путать с советской телогрейкой), шубы (о них чуть-чуть позже), шерстяные чулки, тёплые головные уборы (всевозможные шапки), шали и косынки (кусок ткани в форме равнобедренного треугольника), венцы и кокошники (от диадемы отличаются и материалами, и технологическим подходом, и способом крепления, чем больше схожи с воротником-ожерельем).
В мир Высокой Моды русские национальные элементы попали (и закрепились в нём) еще в 1910-е гг., когда Поль Пуаре позаимствовал из балета "Петрушка" косоворотку и ввел ее в обиход.
Он создал русскую коллекцию "Боже, как холодно!" с зимними шубками с меховой оторочкой и муфтами.
Благодаря вдохновленности французских кутюрье русским народным костюмом и русским балетом Дягилева, а также, коллекцией Надежды Ламановой, которую она привезла в Париж в 1925 году, в моду вошли сарафаны, душегрейки с меховой оторочкой, меховые манжеты и меховые воротники-стойки, русская вышивка и валенки, а одним из самых модных головных уборов 20-х гг. стал кокошник.
И конечно - я же обещала рассказать PRO шубки - один из наших исторических предметов зимней одежды - дубленка!
Она же - "шуба наоборот" или "тулуп овчинный" или еще +100500 названий, обозначающих один и тот же предмет одежды.
Главное, что это - зимняя одежда не только с центральной частью, но и с рукавами из овчины мехом внутрь.
На Руси испокон веков и до рубежа 19-20 веков ее "шубой" звали.
С точки зрения наших предков, неприличным было носить шубу мехом наружу, поэтому носили ее наружу бахтармой. У тех, кто был побогаче, шуба была покрытая (верхний слой- -ткань), у тех, кто победнее - обычная.
Кстати, этот предмет дошел до нас из глубины веков почти в первозданном виде.
Так вот, самая древняя дубленка (или шуба наоборот) была обнаружена советскими археологами в 20-е годы в захоронении неподалеку от Минусинска.
Возраст находки к тому моменту насчитывал около двух тысяч лет. Говорят, сейчас сей тулуп находится в Эрмитаже, как и многие археологические находки из этой местности.
И еще, два любопытных факта из результатов раскопок в Красноярском крае.
В могильниках периода энеолита в той же местности, где и древняя "дубленка", были "найдены остатки меховой сумочки, расшитой 40 зубами марала"(Э.Б. Вадецкая "Памятники окуневской культуры"). Но говоря о текущем тренде на меховые сумочки, мы вспоминаем только про Миучча Прада и Рафа Симонса.
Всё там же, под Минусинском, в тагарских могилах еще в прошлом веке были найдены шерстяные ткани саржевого (саржа - итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus – «шелковый» — тип плетения ткани) и диагонального переплетения.
Самое интересное в этой истории: тагарская культура существовала в 8—3 веках до н. э , а в середине 19 века этот тип плетения взял за основу американский предприниматель Леви Страусс и превратил в деним (джинсовую ткань). И многие думают, что он ее придумал с нуля.
А меж тем, люди жившие века и тысячелетия назад в районе всё той же Минусинской котловины, умели выделывать тонкие кожи, из которых шили одежду, делать вязаные полотна и много чего еще.
Я специально не стала "перемещаться по карте" в другие регионы, потому, что таких исторических находок на территории современной России превеликое множество, но почти никто не задавался целью связать их с историей современной одежды.
И еще, хоть это и не элементы одежды, а явления, но не могу про них не упомянуть: многослойность, устойчивая мода, апсайклинг и ресайклинг - всё это очень по-русски. И очень в тренде.
Детали одежды и их элементы, которые я упомянула (а про какие-то , наверняка, забыла), к данному моменту претерпели влияния, трансформации и дополнились заимствованиями, но эта судьба не минула и европейские, называемые "историческими", элементы.
Думаете, до появления и закрепления названия "оксфорды" никто не шил обувь с «закрытой» шнуровкой, где союзка нашита поверх берцов? Шили. И до моды на этот тип обуви в Оксфордском университете 19 столетия, и до их распространения в Шотландии 18 века тоже шили.
Значит, суть часто не в формах вещей, а ... в чем-то другом.