Редактор, канд. ист. наук, история культуры · 28 янв 2022
Вечный вопрос — где искать эту самую «русскую классику»? В миниатюрах Лицевого летописного свода XVI века? Парсунах XVII века? Портретах петровского времени? Работах Аргунова и Венецианова? Придворных регламентах XIX-XX веков?
Обычно под классическим костюмом мы понимаем то же самое, что и упомянутые в вопросе англичане, — пиджак, жилет, брюки у мужчин; платья/ жакеты+юбки у женщин. То есть речь о том самом общеевропейском (его еще называют викторианским) стиле, который начал формироваться после Великого мужского отказа. Классику в основном создавали французы и англичане, а влияние России на этот процесс… сложно описать. Дело в том, что все почти все предметы классического костюма, как и слова, их обозначающие, — иноземного происхождения.
(Маяковский ☝ выглядит вполне современно)
Кстати, русских/славянских терминов, определяющих предметы гардероба, вообще немного. Наши слова — рубаха, сорочка, порты, плащ, обувь, платок, кокошник, сапоги, валенки и т.д. Некоторые из них уже ушли из языка (душегрея), но мы знаем, что это такое. Про другие мы не понимаем, что это, например, охабень (есть догадки, но нет ни аутентичных описаний, ни самих предметов). А те, что мы используем, например, рубахи и сорочки, совсем не похожи на старинные рубахи и сорочки.
Собственно русскую одежду трудно обнаружить и в предшествующие периоды, так как наши предки часто и охотно заимствовали у соседей предметы гардероба вместе с названиями. Сначала — на востоке, у половцев, булгар, монголов, татар. Очень большой вклад в развитие русской одежды в XVII-XVII вв. сделали турки-османы, которые находились под влиянием персов и арабов и наследовали сельджукам и византийцам. Возможно это было опосредованное влияние, например, через Крымское ханство, но сходство типов одежды очевидно. Например, от османов в русский костюм приходит нарядная ферязь/ферязея (тур. ferace; от араб. färäğä) с золотым шитьем и навесными петлями.
Во второй половине XVII века популярностью пользовалась польско-венгерская одежда. Например, русский зипун — это трансформация польского жупана. А вот как в Москве называли красную делию (поляки любили красный цвет), сказать сложно. Начиная с петровского времени знать перешла на «немецкое платье» по будням и «французское» — по праздникам. В XIX веке по армейским каналам пришло много интересных предметов с Кавказа.
При этом, в каждом периоде заимствований происходила серьезная адаптация одежды ко вкусам и привычкам жителей Московского царства/Российской империи и какое-то изменение исходных образцов. Скажем, приезжая в Москву в конце XVII века поляки точно понимали, что местные служилые люди и бояре одеваются как-то иначе, при условии, что сами предметы гардероба были им знакомы. Аналогично — и в другие периоды.
Одна из характерных черт русского костюма, проходящая через века, — демонстрация предельной роскоши. Османский костюм был строго иерархичен, одеваться не по чину было опасно. Европейский костюм сдерживался специальными законами против роскоши. Русские придворные регламенты были намного слабее, и богатые люди ни в чем себе не отказывали. Например, мы можем увидеть на парсуне князя Ивана Борисовича Репнина делию с воротником из горностаевого меха, т.е. королевским атрибутом. (Репнины — Рюриковичи, но не родственники царя Алексея Михайловича).
Роскошь костюма во многом основывалась на обильном ресурсе меха и речного жемчуга. Чтобы было понятно — жемчугами обшивались свои костюмы и крестьяне (речь о тех, кто занимался соответствующим промыслом). Даже любимый современными авторами кокошник использовался как основа для демонстрации коллекции драгоценностей в семье (кокошник — отдельная история). Русские мужчины любили сапоги на высоком каблуке — признак воина, всадника и богатого человека. Сапоги тоже отделывали жемчугом.
Но вернемся в «классическое» время. В XIX веке в России существовало сразу несколько стилей. Крестьянская одежда включала в себя всевозможные рубахи, душегреи, балахоны, зипуны, передники, сарафаны, и т.д. Купцы и промышленники предпочитали «солидные» гардеробы, состоящие из противоречивых компонентов — кафтанов, цилиндров, сапог, армяков, кушаков, шуб и т.д. Интеллигенция, столичные чиновники носили тот самый классический костюм, который ничем не отличался от европейского. Придворные и их жены носили дорогую регламентированную одежду, собирающую черты разных, популярных в то или иное десятилетие, стилей.
Словом, русский костюм — результат заимствований, трансграничной эволюции, увлечения «импортным», копирования и переосмысления внешнего опыта. В этом бурлении, эклектике, сочетании несочетаемого, буйном украшательстве — наш исторический опыт. Его мы и наследуем в XXI веке. А вот структурные элементы — предметы и типы одежды, ансамбли, дресс-коды — обычно внешние.
Классические в плане заимствованного у Запада дресс-кода или с точки зрения аутентичности?
Если речь о втором, то у русского костюма есть огромное количество исторических и национальных черт и элементов, присутствующих в... Читать далее
Косоворотка, я бы сказала. Одна из теорий возникновения косого ворота - необходимость прятать крестик в процессе работы в поле. Из прямого ворота крестик выпадал, что считалось неприличным.
Вообще, очень много одежды... Читать далее