Ответ на этот вопрос едва не стоил мне пары бессонных ночей. В мыслях метался стандартный на сегодня список пунктов особой заботы моды на сегодня- новая этика, новая мораль, diversity (культурное и биологическое разнообразие), экологическая ответственность производства, социальная миссия бизнеса и совсем уже экзотические - авторское право в цифровой моде и права цифровых инфлюэнсеров. Но любовь к изящным математическим формулам спасла. Я все суммировала, выстроила в уравнение с кучей известных, сократила это уравнение по максимуму и получила четкое и беспощадное в своей правде решение.
Ближайшая, главная и драматичная повестка в моде гласит: как нам всем (и предпринимателям и фабрикантам и покупателям) найти баланс между необходимостью зарабатывать и необходимостью отвечать на этические запросы времени.
Мода- гигантский по своим оборотам бизнес. И по законам бизнеса. все должно либо расти в количестве, либо умирать. Маховик индустрии раскачан, больше сырья, больше продукции, круче обороты, увеличивайся или застынешь в развитии, конкуренты обгонят, ты отстанешь и разоришься. И добро бы, если разорение-твоя личная проблема. Совладельцы, акционеры, топ-менеджеры хотят зарплаты, дивиденды, бонусы. Они выйдут на сцену мировой конференции по этическим проблемам моды, побьют себя в грудь, расплачутся, раскаются и расскажут про планы стать "более лучше" ответственными, а то еще и спасенного тюлененка притащат для демонстрации. А затем вернутся в офис и на первом же зум-совещании спустят три шкуры с того, кто предложит поднять качество производства, уменьшить количество продукции и покусится на святое- на прибыли.
Есть еще и проблема социальная. Мне как-то встречались данные, что в моде мира заняты порядка 15 миллионов человек. Фермеры, выращивающие растения и животных, и химические заводы по производству химволокна. Ткацкие, швейные, трикотажные фабрики. Производства оборудования, технологий и софта. Онлайн и офлайн магазины. Армия швей. Армия арт-директоров, дизайнеров, фотографов, стилистов, моделей. Армия продавцов и менеджеров. Армия предпринимателей. Вот и вообразите, что будет с этими миллионами занятых в моде и с их семьями, если сократить обороты маховика и выкинуть ненужных на обочину внезапно раскаявшейся цивилизации.
И проблема нас с вами, дорогие потребители моды. Мы с вами ратуем за приоритет нравственного и мы справедливо и решительно указываем моде, что такое хорошо и что такое плохо. Но мы так непоследовательны и сами же поощряем моду развлекаться в играх двойной морали. Мы одной рукой грозим бренду за, ну допустим, рабский труд швей на фабриках третьего мира, а другой рукой скупаем новую коллекцию этого же бренда-ведь коллекция так дешева и прекрасна! Не задумываясь, мы даем рынку невидимый, но четкий сигнал- мораль одно, выгода другое, продолжай в том же духе.
Вот так и становится нашей главной повесткой дня в моде известнейший принцип "как бы нам и капитал приобрести и невинность соблюсти". Над этим и работаем!