Конечно это не всегда так, но когда бренды корпораций продаются дешевле, то вот несколько реальных причин из возможных (помимо маркетинговых игр с ценностью, позиционированием и так далее, которые порой никак не привязаны к себестоимости и классическому ценообразованию):
- у небольших компаний нет экономии на масштабе, а у крупных производителей она есть. Производство и логистика больших партий товара создает экономию на масштабе. Элементарно, можно получить скидки от поставщиков сырья, скидки при перевозке больших партий груза, максимально загрузить производство (избежать простоев) и так почти до бесконечности. В итоге себестоимость на единицу продукции у крупных брендов ниже. А соответственно у небольших выше;
- крупные корпорации могут позволить себе демпинговать на длительном отрезке времени. Компенсируя недополученную прибыль и даже убытки, за счет доходов по другим группам товаров, по другим каналам сбыта или вовсе на других географических рынках. Попытка конкурировать по цене небольшого производителя мгновенно снижает его прибыль, компенсировать которую просто неоткуда;
- крупные корпорации обладают мощной инфраструктурой. Распределительными центрами, своим транспортом и так далее. За счет этого снижая себестоимость товаров. Соответственно отпускные и в итоге полочные цены;
- крупные корпорации занимают существенную долю в объеме продаж товаропроводящей цепочки, от дистрибьюторов до ритейлеров. А значит значит и долю в их прибыли. С ними считаются. Если у тебя в обороте 40-70% товаров крупной корпорации, то это обязывает. Поэтому корпорации могут и слегка надавить, и даже "повыкручивать руки". Например, настаивая на установлении более низкой торговой наценки на их товар. Например, на товары определенной группы ритейлер делает торговую наценку в 40%, а крупная корпорация договаривается, что на их товар наценят 30%. Если отпускная цена 100 руб. То товар известного бренда на полке будет стоить 130 руб. А малоизвестного, поступившего в магазин по той же цене, для потребителя будет доступен по 140 руб. Выгодно всем. Корпорация не снижая своих отпускных цен и не теряя маржи получает за счет ритейлера более низкую цену для потребителя. А ритейлеру это выгодно, так как это известный бренд, пользующийся покупательским спросом. Ведь лучше продать 1000 товаров с наценкой в 30 руб. и заработать 30 тыс. руб., чем продать 50 товаров с наценкой 40 руб. и заработать 2 тыс. руб;
- автоматизация бизнес-процессов, более совершенное оборудование, возможность привлечь более качественные кадры - все это высокая производительность труда. А значит и меньшая себестоимость. И это, как вы догадались, преимущества корпораций;
А еще корпорации используют схемы снижения налогов (например, продавливают у властей льготное налогообложение, регистрируют бизнес в особой экономической зоне и т.п.), имеют больше шансов привлечь масштабные инвестиции и привлечь их на более длинный срок по меньшей процентной ставке и так далее. В общем все плюсы крупного бизнеса позволяют получить дополнительные преференции и снизить полочные цены. Это не значит, что у крупных корпораций нет минусов. Но возможностей для снижения полочных цен более, чем достаточно.
Перечисленных возможностей у небольших брендов нет. В первую очередь возможности скомпенсировать низкую, недостаточную для развития наценку. Поэтому их ценообразование гораздо прагматичнее (во всяком случае должно быть, хотя в жизни сталкивался с разными ситуациями). Как правило, в цену закладывается: себестоимость + расходы на продвижение (маркетинг) + логистика + необходимая для развития норма прибыли.
Если говорить именно об индустрии моды, то здесь есть свои особенности, характеризуемые крайне высокой наценкой, размерным рядом, сменой сезонов (лето-осень-зима) - необходимостью сбора заказов, отшива и логистики сильно заранее, чтобы успеть к сезону, ну и конечно тенденциями в моде. Но в целом все вышеперечисленное вполне может иметь место. Хотя в жизни всё бывает гораздо прозаичнее.
Пример. Одна из табачных корпораций планировала вывод на рынок новой марки сигарет в среднеценовом сегменте Medium. Но один из рядовых менеджеров при подготовке документов на одном из начальных этапов запуска ошибся и внес в программу и документы более высокую цену. Когда это заметили, было уже поздно что-то менять. В итоге, эта марка стала одной из самых популярных в высоком ценовом сегменте Super premium.
На что те, у кого богатый профессиональный и жизненный опыт скорее всего скажут: "Ха! В жизни и не такое бывает!"
Всем удачи!