Давайте сначала обозначим хорошее: все же модели с азиатскими корнями или внешностью, характерной для людей из Азии, в рекламе российских брендов присутствуют. Их снимали в своих лукбуках самые известные на сегодня (в том числе за рубежом) российские дизайнеры Ульяна Сергеенко и Алена Ахмадуллина. Азиза Азим недавно снималась для рекламы люксового универмага «Времена года», а также для лукбука и рекламы своего собственного бренда Azi. Модель Лиза Хан, одна из звезд агентства Avant, главного в России поставщика передовых лиц для мировых подиумов, регулярно снимается для Vogue. Это плюс-минус сопоставимо с числом темнокожих моделей. То есть совсем выжженной поляну все-таки не надо называть. Хотя и отрицать проблему тоже: все же в том же Avant Лиза такая одна.
В чем корни проблемы.
Их несколько. Во-первых, бренды снимают рекламу для своих потенциальных клиентов. И рост популярности моделей из Азии по всему миру связан с тем, что этот рынок стал для марок ключевым. В России коренные жители регионов за редким исключением главными покупателями марок не являются. (Исключением можно посчитать некоторые кавказские республики, отчасти с этим связана «мода» на брюнеток.)
Поэтому и снимают в рекламе тех, кто так или иначе соответствует усреднённым представлениям о «красоте» - молодых, стройных, славянской или европейской внешности. Кроме того, здесь можно упомянуть, что далеко не везде у нас национальное самосознание на высоком уровне. То есть людей не везде воспитывают в уважении к своей национальности и как следствие - люди не считают ее «красотой», предпочитая видеть в рекламе классических красавиц. Так возникает замкнутый круг: людям не показывают ценность их национальности и возможности для реализации и роста - люди не верят, что для них возможны успех и лучшая жизнь - люди не пробуют и ничего не меняют. Побочный итог - Девушки и молодые люди с азиатской внешностью идут в модели, потому что не верят, что им там что-то светит. А где брендам взять моделей, если их нет?
Следующий момент - уровень индустрии моды. Тенденции инклюзивности и разнообразия все же сильный шаг вперёд, далеко не все марки готовы его делать. Вы будете смеяться, но даже в индустрии моды не все такие уж супер продвинутые. Многие до сих пор шьют одежду из 2000-х и не понимают современную моду. Например, Инстаграм-бренды. Соответственно, и в рекламе они снимают сексуальных куколок с губами и женственными пропорциями. Кстати, не только моделей из Азии, но и условных русских и европеек с неконвенциальной и нетипичной внешностью (как у некоторых моделей Avant) в рекламе брендов тоже немного. То есть здесь я бы проводила границу не в разрезе русские - Азия, а простое и понятное - сложное и рискованное.
Наконец, сложный и трудный вопрос ксенофобии и национальной нетерпимости. Ксенофобские настроения растут в стране с 2019 года - это характерная реакция на ухудшение уровня жизни почти в любой стране: граждане ищут виноватых. И в отличие от тех же штатов, чернокожие и темнокожие у нас особо врагами не воспринимаются. В роли вечно виноватых у нас долгое время были евреи, а в последние годы их заменили выходцы из Азии. Если почитать исследования общественного мнения, то ассоциациям среднестатистического россиянина с узбеками или таджиками можно ужаснуться.
Но все же я не думаю, что на выбор владельцев модных марок влияет именно бытовой расизм и ксенофобия. Повторю, на мой взгляд, причины все же в стереотипном портрете типичного покупателя, нежелание (или неумение) рисковать, делая съемки с нетипичными моделями, и узость индустрии и как следствие отсутствие тех самых моделей.