Изменилось отношение к западной стратегии поведения вообще. Впрочем, я даже не знаю, с какой именно стороны правильнее смотреть на происходящее.
Вроде в основе исхода брендов лежит культура отмены. Когда некто "плохой" (Вайнштейн, Депп, Спейси) игнорируются, теряют бизнес, становятся изгоями. В США такая схема отработана. Она с душком, потому что работает без привязки к решениям суда, но она действительно является рычагом. Случается такое в отношении лидеров стран (Ын, Хусейн, Каддафи, Асад). Очевидно, что это манипуляция, подлая и зачастую смертельная, но весь мир эту манипуляцию принимает, потупив взор. Никогда я такого не видел в отношении целой нации. Это уникально. И глупо, по-моему, потому что это уже предел из-за невозможности блокировать самого Путина, как это было сделано с корейским или иракским лидерами (и сейчас речь не о том, плохие они или хорошие, речь о манипуляции общественным мнением).
Культура отмены – это не всегда про бизнес. Зачастую, это такая публичная обида и месть. Но бывают и бизнес-составляющие. Если вы продолжаете взаимодействовать с отмененной персоной, или компанией, то ваши постоянные клиенты отворачиваются от вас и идут к конкуренту. Каковы финансовые потери из-за имиджевых просчётов, я, честно говоря, не знаю. В Штатах вроде ощутимые. У нас – по-моему, никаких.
Уход иностранных брендов можно объяснить политическим бойкотом или бизнес-составляющей. В одном случае, ответственность за финансовые потери будет лежать на политиках. В другом, может быть, эти компании потеряли бы ещё больше, если бы продолжили работать. Но!.. Не всё так однозначно. Если вы помните начало кампании против России, то США и Европа пытались задушить нашу экономику (с целью дальнейшего свержения действующего правительства). То есть, это не обида, не имиджевые потери, а именно попытка лишить нас "пряников". "Вы не будете торговать, вы не будете иметь возможность покупать брендовые вещи, топовые компьютеры, машины и тд, потому что ваш президент плохой, свергайте его". По крайней мере, так это выглядело для меня. Хотя, допускаю, что у разных компаний были разные мотивы.
Забавно, что в попытке наказать всех русских, Россию лишили проката фильмов крупных голливудских студий. Какого эффекта они достигли таким поступком? По-моему, прямо противоположного. Они сами себе затенули пропагандистский рупор, являющийся одним из приоритетных уже на протяжении ста лет. Да ещё и лишили себя части бизнеса. Окей, небольшой части, но всё же, несколько десятком миллионов долларов в год тоже на дороге не валяется. Ведь стратегия голливудских компаний – это международные продажи. Да, это ударит по нашим кинотеатрам, но зато позволит заработать российским кинематографистам там, где раньше они могли заработать в пять раза меньше.
И так с любым мощным брендом. Лишая нас его в долгосрочной перспективе, они все, США, Европа, ещё больше отдаляются от нас. Очень скоро даже те, кто попривык к Starbucks, забудет его. И свято место пусто не бывает. То есть, смысла в воздействии на нас практически никакого нет. Только толчок в развитии альтернатив.
Ну и вот магазины, бренды. Извините, что так долго. )))) Одни говорят, что уходят, но не уходят окончательно. Другие говорят, что будут работать ради простых людей, но потом всё же закрываются. Третьи остаются, провозгласив верховенство бизнеса и клиента над политикой.
Когда "Ашан" остаётся, то почему-то думается: "Ну молодцы. Не ведётесь на манипуляции. Вот вам мой рубль". Когда Uniqlo ушло, хотя хотело остаться, думаешь: "Ну и зря". Но надо сказать, когда будет возможность купить их майки или куртки, то я это, скорее всего, сделаю снова, просто потому что это хорошее соотношение цены и качества. Но если до того момента, когда они вернутся я прикиплю к какой-нибудь другой марке, то возвращаться смысла не будет. Зачем бегать туда-сюда? Много факторов.
Вроде есть вещи, которые трудно заменить, но даже в СССР как-то справлялись и доставали. А сейчас-то и подавно достанем, если уж так припрёт – компьютер, кроссовки, машину можно пригнать, даже запчасти купить. Человек изворотливое существо. Хуже из-за трудностей относиться к Paul Smith, Apple или Porsche я вряд ли буду, они и до этих событий были дурнями со странными ценностями. Вещи делают нормально, ну и ладно.