Франшиза — (от фр. franchise – льгота) это право использования бренда и финансовой модели крупного сетевого бизнеса на основании договора. В России для этой цели чаще всего используется договор коммерческой концессии.
По франшизному договору есть две стороны:
— крупный сетевой бизнес, который передает свой бренд в пользование на особых условиях — франчайзер.
— получающая сторона — франчайзи, то есть руководитель/инвестор торговой точки, который приобретает франшизу для развития собственного бизнеса.
Что передается по франшизе:
— бизнес-модель
Инструкции, регламенты и технологии реализации товара, включая ценовую политику.
— бренд
Исключительные права на торговую марку и ноу-хау бизнеса.
Что платится за франшизу:
— паушальный взнос
Платеж за получение прав на использование франшизы, который оплачивается франчайзи.
— роялти
Процент от оборота или прибыли предприятия за использование франшизы.
В обычной практике, франчайзеры оценивают финансовую модель франчайзи для обсуждения условий франшизного договора, и чаще всего нужны стабильные и состоятельные бизнесы, которые могут справиться с условиями.
Для сетевых компаний — это один из выгодных источников дохода, поскольку он базируется на минимальном расходовании ресурсов головной компанией. От франчайзи же требуется четкое исполнение условий и соответствие стандартам франчайзера.
спасибо все понял