Ни ту и не другую.
Формой первой религии мог быть только пантеизм (поклонение "природе", стихии). Потому что человек (как и любое животное) испытывал "суеверный ужас" перед ее лицом (совершенно не понимая ее, но ощущая по "личному опыту" свою от нее "зависимость"). Это всегда было, есть и будет основой любого "язычества" и любых суеверий.
Затем уже по мере понимания и различения разных "стихий" люди начали выдумывать различные "объяснения" того "порядка вещей" которые наблюдали и ощущали по "личному опыту" делясь этими наблюдениями друг с другом (происходит постепенная "тотемизация"). Т.е. каждая "стихия" или "увлечение" получает свое имя и свои особенности культа поклонения = идолизируется. Поэтому следующим этапом суеверного идолопоклонства у всех народов (и у аборигенов Австралии и Полинезии и у индейцев Америки не имевших контактов с "евроазийцами") становится политеизм. Постепенно обрастающий уже своими мифами и легендами (как у греков о богах-олимпийцах, о подвигах Геракла и похождениях аргонавтов).
И только затем либо появляется монотеизм (когда люди понимают что стихии природы не сами собой "управляют", а подчинены более "высокому и единому для всего сущего порядку вещей" и законодателю это порядка, - единому Богу), либо идет возврат к пантеизму (уже как к единому мирозданию-божеству, частью которого являются и все стихии природы и человек тоже).
Собственно современный научный атеизм это не что иное как пантеизм ("вера" что всё сущее "самовылупилось" строго по "законам природы"). Близок к нему и буддизм (тоже пантеистическая религия объявляющая целью духовного совершенствования "растворение в Нирване"). А те же китайцы хотя по сути и не религиозны (ибо поклоняются традициям и народным практикам), но не менее суеверны в этом поклонении чем иные народы.
Все эти формы религиозности и их "взаимоотношения" можно наблюдать и ныне в "поклонении святыням" любых народов и сообществ людей (религиозных, политических, профессиональных и даже "по интересам", к примеру поклонников тех же "аниме" или похождений Гарри Поттера).
За тысячи лет люди мало изменились в этом смысле (как были так и остались язычниками-идолопоклонниками, увы). Поклонение "святым символам" (к примеру флагу, гербу и гимну) часто натурально "прописано" в законодательстве самых "передовых и просвещенных народов".