Вопрос: "Кто управляет человечеством(человеком)? Богом управлять нельзя, (управление это свободный процесс: причина, следствие)".
Вы сами отвечаете на свой вопрос. **Причинно - следственный закон действует, исключительно, в пространстве-времени и только по отношению к свободному и разумному человеку**. По мнению Спинозы вытекает, что модус (состояние) в силу своей конечности не может быть свободным, ибо модус всегда появляется согласно абсолютной необходимости, вытекает из Субстанции. Но существует модус не с абсолютной необходимостью, ибо абсолютно необходимым существом является только Бог. Если бы модус существовал с абсолютной необходимостью, он существовал бы всегда, был бы вечным и имел бы те атрибуты, которые присущи лишь Субстанции. То есть модус существует необходимо, т.к. он включен в причинно-следственную связь мировых событий, но не существует с необходимостью. Потому что так **существует лишь Бог"**, Единое, Вечное Благо, Абсолютный Разум, Триипостасный Бог. Потому что **Бог яаляется Творцом Мира и наделил человека даром богоподобия, свойство души (субстанциональный носитель модуса идеального пространства)**. "Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность", – пишет Спиноза. Поэтому человеку свойственно это единичное состояние субстанции в **аттрибутах мышления и протяжения в пространстве-времени, так как время есть "протяжение души человека"**. Время - "подвижный образ вечности (Платон), которое связано с движением. Поэтому "время" может быть категорией идеальной, духовной Субстанции. Сама Первопричина не может принадлежать этому ряду вещей, так как мы получим бесконечную множественность. Поэтому Причина должна Сама быть Неподвижной, Нематериальной и Неподвижной. А в нашем мире присутствует Движение и соответственно время. Поэтому материалистическая теория о движении вечной материи по инерции это абстракция, так как предмет поздно или рано остановится (противоречие). Путь познания говорит Фома Аквинский: лежит через обобщение от Абсолютной Причины к потенциальной действительности, то есть пространству множественности, в котором реализует свои богоподобные свойства человек. Доказательство о множественности причин, или отсутствия причины приведёт к бесконечности. Такое доказательство приведёт опять же к противоречию. Поэтому для **доказательства Первопричины, мы исключаем Закон Следствия и промежуточных причин**. Потому что Бог, Един, Вечен и пребывает в пространстве чистого бытия, а наш мир имеет начало, то есть движения. Первичная и Абсолютная причина - это Бог. Альфа Рабби: "Бог Первопричина, все в мире (все возможное, как случайно сущее, так и необходимо сущее или у Фомы Аквината: случайно возможное и необходимо возможное). Причина Бога в Нем Самом". Поэтому существующее пространство-времени имеет начало (качество материи: изменение) материальное пространство это ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, в отличае от Идеального, чистого Бытия. Поэтому рождение конкретной личности сопровождается с его явлением в пространство временного бытия. В этой связи, время подразделяется на **"прерывное" и "непрерывное"**, так как оно соотносится либо с пространством-времени, либо с пространством Вечности и **зависит конкретно "чему" или "кому"**. Поэтому античная и классическая философия, соблюдая законы логического мышления и закона непротиворечия отличает явление "сущности" от материального предмета вещи. В этой связи, причинно-следственный закон, то есть как причина и соответственно следствие работают только в пространстве- времени, но по отнощению только к сущности человека, так как для камня или воды причинно-следственный закон не имеет никакого значения. Потому что субстанциональное свойство души - есть свойство конкретной личности, имеющей связь с Абсолютным Разумом. "Свободное" и "разумное" для Фомы Аквинского понятия синонимичные, ибо свободным существом может быть лишь разумное существо, так как свобода человека определяется внутренним актом человека (свободная воля). Имея внутреннюю свободу, человек свободно ориентируется в пространстве множественности, выделяя себя из этой множественности как личность, индивидуальность, субъект. Философиия Шеллинга также говорит: "Деятельность «я» состоит в выборе между добром и злом. «Я», прежде всего, свободно, а свобода есть способность к добру и злу, способность выбирать между добром и злом". Поэтому причинно-следственеый закон действует в пространстве нашего видимого бытия множественности: причина моего поступка, - злое действие, следовательно я не попадаю в цель (грех). Поэтому следствие сказывается на моей дальнейшей судьбе, моём кресте, роке, карме, жизнедеятельности итд., которая является следствием удаления от **Высшего Источника всех Благ, Бога, то есть Причины моего бытия**. В этой связи, человек удаляясь от Бога, испытывает страдание, болезни, смерть итд. то есть утрачивает вечность бытия, как о об этом сообщает Священное Писание. Поэтому мир не мог появиться безпричинно и случайно в условиях действующего причинно-следственного закона в пространстве-времени, так как об свидетельсвует следствие существования нашего пространства и **явления в него разумной, свободной сущности**, которая реализует свои личные, потенциальные возможности, направленные как добру, так и злу. А Бог стремится на помошь человеку, если человек в свободном искании, обращается к Нему за помощью: "Боже Милостив, буди мне грешному".